ВЛАДИМИР СЕМЕНОВИЧ ВЫСОЦКИЙ
(1938-1980)
Творческий путь и биография
25 января — Рождение поэта
1945 — поступил в школу № 273
1947-1949 — жизнь в Германии
1949 — возвращение в Москву и поступление в 5-й класс мужской средней школы № 186.
1955 — окончание средней школы и поступление на механический факультет Московского инженерно-строительного института, который оставляет после первого семестра.
1956 — поступил в Школу-студию МХАТ.
1958 — первая актерская работа — роль Порфирия Петровича в учебном спектакле «Преступление и наказание».
1960 — женитьба на Изе Жуковой, будущей актрисе. Окончание Школы-студии и начало работы в Московском драматическом театре им. А.С. Пушкина.
1961 — создание первой песни — «Татуировка». Съемки в кинофильме «713-й просит посадки». Знакомство с актрисой Людмилой Абрамовой, ставшей второй женой Высоцкого.
1962 — работа в Театре миниатюр. Рождение сына Аркадия.
1963 — первые студийные записи песен Высоцкого.
1964 — поступил на работу в Московский театр драмы и комедии на Таганке. Рождение сына Никиты.
1965 — первые сольные выступления с песнями в научно- исследовательских институтах. Премьера спектаклей «Антимиры», «Десять дней, которые потрясли мир», «Павшие и живые».
1966-1967 — съемки в кинофильмах «Я родом из детства» и «Короткие встречи».
1967 — знакомство с Мариной Влади, французской киноактрисой. Выход фильма «Вертикаль» с песнями Высоцкого. Первые публикации песен Высоцкого в газетах. Премьера спектакля «Пугачев» с Высоцким в роли Хлопуши.
1968-1969 — первая авторская пластинка с песнями из фильма «Вертикаль». Выход кинофильмов «Служили два товарища», «Опасные гастроли» и «Хозяин тайги».
1970 — развод с Л.В. Абрамовой. Регистрация брака с Мариной Влади.
1971 — премьера спектакля «Гамлет» в Театре на Таганке с Высоцким в главной роли.
1972 — съемки в кинофильмах «Четвертый» и «Плохой хороший человек».
1973 — первая поездка за границу — во Францию.
1974 — съемки в кинофильме «Единственная дорога». Выход двух авторских пластинок «Песни Владимира Высоцкого».
1975 — съемки в фильме «Единственная». Начало репетиций спектакля А. Эфроса «Вишневый сад» с Высоцким в роли Лопахина.
1976 — выход фильма «Сказ про то, как царь Петр арапа женил» с Высоцким в главной роли. Поездка в Канаду и США.
1977 — выход двух альбомов с песнями Высоцкого во Франции. Гастроли Театра на таганке во Франции, концерты Высоцкого в Париже.
1978 — начало работы над ролью капитана Жеглова в телефильме «Место встречи изменить нельзя».
1979 — работа над ролью Дон Гуана в телеспектакле «Маленькие трагедии».
1980, 25 июля — смерть Высоцкого. Похоронен на Ваганьковском кладбище в г. Москве.
«Высоцкий еще при жизни был поистине легендарен и насущно, как воздух, необходим людским толпам, стекавшимся его слушать… Высоцкий всякий раз пел на всю страну: знал, что каждое его слово, каждую интонацию ловят на лету и мгновенно тиражируют магнитофонные ленты. В момент исполнения Высоцкий посылал песню в огромный мир. Это вот простейшее обстоятельство радикально изменило и самую песню, и характер пения. Песня обрела силу набата и сокрушительность взрыва. Окуджава волнует до глубины души. Высоцкий потрясает душу… Оба они на протяжении десятилетий сопутствовали духовной жизни нашего общества и помогали нам осознать себя», — отмечал К. Рудницкий.
Свою первую песню «Татуировка» Высоцкий написал в 1961 году. В первой половине 60-х г. он начал исполнять свои песни, аккомпанируя себе на гитаре, в дружеских компаниях, несколько позднее — на публичных вечерах и концертах. Благодаря магнитофонным записям круг слушателей Высоцкого стремительно расширялся, за короткое время он приобрел всенародную популярность. По словам И. Бродского, «это был невероятно талантливый человек, невероятно одаренный, совершенно замечательный стихотворец. Рифмы его абсолютно феноменальны. С одной стороны, его трагедия, с другой, удача — то, что он избрал карьеру барда, шансонье…»
Творчество Высоцкого — значительное и необычное событие в истории русского литературы. Оно было вызвано к жизни и социально-духовными, и внутрилитературными факторами. Высоцким обогатил поэзию элементами живой разговорной речи, колоритными персонажами, острой сюжетностью и новеллистичностью повествования. Широчайшая известность его текстов сопровождалась негласным запретом на их публикацию (из восьмисот стихотворений были опубликованы пять-шесть стихотворений). Это обусловило глубокий драматизм судьбы Высоцкого как литератора, считавшего доминантой своего песенного творчества поэтические тексты, а также пробовавшего свои силы и в прозе (повесть «Жизнь без сна», неоконченный «Роман о девочках», киносценарии).