АНТИГОНА
В основе трагедии — миф из фиванского цикла, продолжение трагедии Эсхила «Семеро против Фив», повествующей о борьбе за власть двоих сыновей царя Эдипа Этеокла и Полиника. Трагедия «Антигона» начинается с рассказа Антигоны ее сестре Исмене о том, что завладевший Фивами Креонт велел похоронить защитника Фив Этеокла с почестями, а тело его брата, изменника Полиника, бросить непогребенным. Антигона призывает сестру помочь ей похоронить брата. Йемена, боясь гнева Креонта, отказывается. Отважная Антигона, не страшась смерти, которой пригрозил Креонт тому, кто ослушается его приказа, совершает обряд погребения. Разгневанный Креонт требует схватить Антигону и привести к нему. На допросе Антигона смело отвечает Креонту, что нарушить закон богов — более тяжкое преступление, чем ослушаться его приказа, и что смерти она не боится. Ослепленный гневом Креонт приказывает похоронить Антигону заживо, ее уводят. Сын Креонта Гемон, жених Антигоны, умоляет отца отменить жестокий приказ, уверяя, что народ считает Антигону невиновной и сочувствует ей, совершивший подвиг. Креонт непреклонен. Прорицатель Тиресий предупреждает Креонта, что его поступок навлечет на него самого большие беды. Деспот сначала не верит Тиресию, но потом пугается гнева богов и приказывает освободить Антигону из гробницы. Однако Антигона уже покончила с собой, и Гемон в отчаянии пронзает себя мечом. Жена Креонта Эвридика, узнав о гибели сына, также пронзает мечом свою грудь. Креонт, раздавленный горем, остается в одиночестве.
Антигона — выдающийся образ, созданный Софоклом и ставший символом несгибаемого мужества и протеста против покорности и приниженности.