ФИГАРО
В первой пьесе трилогии «Севильский цирюльник» Фигаро, который и есть тот самый цирюльник, помогает графу Альмавиве перехитрить опекуна Розины, девушки из буржуазной среды, и сделать ее своей женой. В «Безумном дне» Фигаро — доверенное лицо графа, но он вынужден обманывать своего господина, вздумавшего волочиться за его собственной невестой Сюзанной. Фигаро отстаивает свои права и свое человеческое достоинство, и ему это удается, потому что он умен, мужествен, хитер, более жизнеспособен, нежели противостоящий ему граф, хотя на стороне графа — сословные привилегии. Протест Фигаро — это протест всего третьего сословия, которое больше не желало мириться с существованием этих привилегий, произволом, общественной несправедливостью.
Фигаро не может допустить, чтобы его оскорбляли, он предпочитает хитрить, вести сразу несколько интриг, применять плутовские методы. Фигаро признает, что он «лучше своей репутации», чего о себе не осмелятся сказать даже вельможи. Размышляя о жизни, Фигаро замечает, что добиваться чего-то можно только с помощью угодничества и раболепия, ума и таланта оказывается недостаточно, что законы в государстве благоволят к сильным и неумолимы по отношению к слабым. В своем монологе в пятом акте Фигаро утверждает: не всегда сильный мира сего силен разумом; знатное происхождение, положение в свете становится предметом гордыни, но такое положение достигается только случайностью рождения; людям низкого происхождения, только чтобы раздобыть пропитание, нужно проявить такую осведомленность и находчивость, какие «в течение века не потребовались бы на управление Испаниями».