СЮЗАННА
Сюзанна — главная героиня романа, от лица которой ведется рассказ, — девица из низших сословий, наделенная чистотой помыслов и поступков, как бы иллюстрировала популярную в то время идею, что врожденное нравственное благородство преобладает над благородством происхождения. Дидро придал своему роману форму записок, адресованных героиней своему покровителю. Выбор подобного рода формы был неслучайным — только письмо, только исповедь позволяли героине быть предельно откровенной и непосредственной.
Сюзанна, незаконнорожденную дочь адвоката, насильственно запирают в монастыре. Мать ненавидит ее и требует, чтобы девушка, исчезнув из мирской жизни, искупила грех своего рождения. Так начинается ее монастырский крестный путь — путь издевательств, попрания человеческого достоинства, чудовищных преследований, поскольку приспособиться к лицемерию и задавить свою правдивость, свою волю к свободе она так и не смогла. После смерти родителей она обращается в суд, ссылаясь на отсутствие свободы при произнесении обета, но проигрывает дело. Затем Сюзанна оказывается в другой обители, где нравы не так жестоки, но где ее подстерегает развращенность настоятельницы. Сюзанна решается на побег.
Сюзанна слаба, но не беспомощна, главная сила ее — любовь и стремление к свободе. Ее поступками движет не материальный интерес, ей чужды собственнические мотивы, которые привели ее мать на путь предательства собственного ребенка, в нее не «вселился бес», как думают монахини, в ней просто созрела потребность в свободе, мало свойственная женщинам того времени. Образ Сюзанны — прототип ряда образов бунтующих женщин, созданных впоследствии в произведениях Жорж Санд, Герцена, Чернышевского и др.