Характеристика героев по произведению Джеймс Джойс «УЛИСС» | ЛЕОПОЛЬД БЛУМ

ЛЕОПОЛЬД БЛУМ

Леопольд Блум — буржуа из Дублина, агент рекламного от­дела одной из дублинских газет, носитель материаль­ного начала. Джойс задумал «Улисса» как современ­ную «Одиссею». Но аналогия с Гомером условна. Древний миф об Улиссе автор претворил в историю дублинского буржуа Блума. В своем герое Джойс пытался усмотреть те извечные начала, которые свойственны человеческой натуре испокон веков. Мысль о неиз­менности человеческой природы и дала основание Джойсу сопоставить Блума с героем древнегреческих ми­фов. Вместе с тем, обращаясь к греческой мифологии, Джойс создает пародию на человечество, на концеп­цию сильного героя, выраженную в классическом про­изведении. Блум — тоже странник, как Одиссей у Гоме­ра. Он всеми гоним и одинок. Этот человек крайне примитивен, что проявляется во всей совокупности бытовых деталей, которыми изобилуют связанные с ним эпизоды романа. Джойс представляет Блума как обобщенный образ человека со всеми основными свой­ствами его натуры. Автор специально делает акцент на биологической природе, в результате возникает до­статочно неприглядная картина. В этом отношении характерен 4-й эпизод романа. Блум находится в сво­ей комнате. Вокруг разбросано грязное смятое белье. На глаза Блума попадается «чулок с перекрученной серой подвязкой и лоснящейся пяткой», «грязные пантало­ны». В комнате тяжелый, спертый воздух. Затхлый — «как загнившая вода из-под цветов». Неприятные за­пахи наполняют жилище героя. Это и «едкий дым подгорающей почки» на кухне, и «вонь заплесневелой штукатурки и затхлой паутины». Ограниченность Блума, его чревоугодие и грубая чувственность видны в той сосредоточенности, с которой он готовит завтрак. Блум словно совершает определенный ритуал, поджаривая на кухне только что купленную у мясника почку. Он следит за тем, как скользнул и растаял на сковороде кусок масла, любовно кладет почку в пенящееся мас­ло, кругообразно посыпает ее солью и перцем. Затем осторожно переливает на тарелку темную подливку, начинает есть. В то самое время, когда Блум готовит зав­трак, несет его в спальню жены, пьет чай, отправляет­ся в уборную, в его сознании, то чередуясь, то преры­ваясь и сталкиваясь, копошатся мысли — будничные, серые, приземленные, как бы слипшиеся с теми при­вычными предметами, которые его окружают. Чело­век исчезает, растворяется во всем этом хаосе, обез­личивается. Остается автоматизм движений, инерция привычки. Блум не склонен предаваться глубоким разду­мьям. Поток его мыслей примитивен и прозаичен. Торжеством блумовского материального начала явля­ется 17-й эпизод романа. В доме номер семь на Эклес-стрит — царство Леопольда Блума Это его своеобразная «Итака». Дом Блума становится домом и для Стивена Дедалуса. Именно здесь между героями состоится долгий ночной разговор, в ходе которого выяснится общность их взглядов и вкусов, станут очевидными их внутреннее родство и близость. В лице Леопольда Блума Стивен Дедалус при­обретет отца.

Сохрани к себе на стену!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.