МАРТИН ИДЕН
Мартин Иден — главный герой романа. Это двадцатилетний малообразованный юноша. Он беден, неотесан, но у него сильная воля и привычка к труду. Мартин рано потерял родителей, поэтому ему пришлось зарабатывать на хлеб нелегким трудом моряка. Мартин снимает тесное помещение в доме своей сестры, но в этой жалкой каморке едва помещаются кровать, умывальник и один стул. Не складываются отношения у героя с зятем, который упрекает его в пьянстве и иждивенчестве. Поворотным моментом в жизни Мартина становится посещение семейства мистера Морза. Знатный буржуа приглашает юношу на обед в благодарность за оказанную услугу: Мартин вступился за честь его сына. Побывав в интеллигентном доме, где его впервые называли «мистером», встретив там свою любовь — «бледное воздушное существо», Мартин загорается стремлением преодолеть барьер между собой и «людьми высокой культуры». Роман Лондона полон контрастов. В нем резко противопоставлены друг другу мир бетлеров, морзов и хиггинботемов (мир американского мещанства, от крупных преуспевающих дельцов до жалких обывателей, которые мечтают быть похожими на них) и мир людей труда, представленный прежде всего Мартином Иденом, его друзьями, Лиззи Коннолли, участниками массовых сцен. По воле автора читатель попадает то в салон Морза, то в прачечную, где трудится главный герой, в его тесную каморку, где, задыхаясь от чада керосинки, он пишет свои первые стихи и рассказы, читает книгу за книгой, овладевая сокровищами мировой культуры, а также опьяняющими ум идеями из книг модных декадентских авторов. Знакомиться с философией Спенсера и Ницше Мартин начинает после того, как возлюбленная молодого писателя Руфь подвергает резкой критике его работы. Читая труды Спенсера, Мартин открывает для себя, что «когда-то ничего не знал… что лишь скользил по поверхности вещей без всякой попытки установить между ними связь». Происходит коренная перестройка мировоззрения героя, он обретает способность абстрагироваться, отстраняться от действительности, уходит от своего прежнего бытия. Мартин становится известным и высокооплачиваемым писателем. Но он не чувствует себя счастливым. В мире морзов и бетлеров чувства оказываются фальшью (Руфь только увлечена Мартином, их отношения — лишь игра для нее). Мартин переживает разрыв с прежней средой — средой трудового люда, способного на искренние чувства (любовь Лиззи Коннолли к Мартину). Образ Мартина трагичен. В этом герое заметны черты нового человека, который идет на смену людям, чьи души искалечены миром собственнических отношений. В таланте молодого писателя заключено новое восприятие мира. Мартин рожден и воспитан трудовым народом, несет в себе его мораль, его понимание действительности. При этом сам автор, прошедший тяжелую школу трудовой жизни, далек от слащавого преклонения перед людьми из народа, прокладывающими путь к искусству. А цель эта может быть достигнута лишь при огромной требовательности к себе, ценой напряженного труда, открывающего доступ к знаниям, которые другим — вроде молодых Морзов — доставались легко, так как были получены ими в привилегированных школах. Однако Мартину тяжело находиться в том мире, от которого он добился признания, ему нечем дышать в окружении мещан и дельцов, его не привлекают комфорт и удобства, вдобавок он потерял и друга, и возлюбленную. Мартин обрекает себя на добровольную гибель. Он делает последние распоряжения: обеспечивает безбедное существование сестрам, также не забывает отблагодарить за доброе, сердечное отношение Марию — содержательницу снимаемой им квартиры. Мартин сливается с океаном — мощной природной стихией, которая символизирует ту среду, откуда он вышел, где лежат корни, питавшие его мастерство.