МЕФИСТОФЕЛЬ
В споре с Богом Мефистотель — циник и скептик, отказывающийся видеть какой-либо смысл в деятельности человека, считая, что свой разум «он на одно лишь смог употребить — чтоб из скотов скотиной быть». Стремление Фауста к истине представляется Мефистотелю бессмысленным, в мучительных исканиях и сомнениях доктора, в его раздвоенности он видит верный залог его гибели. Поспорив с Господом на душу Фауста, Мефистофель начинает искушать ученого. С одной стороны, Мефистотель символизирует мир нечистой дьявольской силы, с другой — воплощает «зло», которое является источником противоречия и беспокойства, побуждением к действию, поэтому можно говорить о двойственной роли Мефистотеля: он одновременно и разрушитель, и толчок к созиданию, ведь это не без его помощи Фаусту удается постичь смысл и истину жизни. Тем не менее Мефистотель постоянно вмешивается в действия Фауста, искажает их, не без участия Мефистотеля Фауст становится причиной гибели Маргариты.
Во второй части трагедии Мефистотель переносит Фауста ко двору императора, сам становится там шутом, предлагает императору выпускать бумажные деньги под фантастическое обеспечение подземных кладов. Затем он отправляется на поиски прекрасной Елены, переживает немало приключений в мире мифологических существ, устраивает знакомство Фауста и Елены, охраняет их покой в уединенном замке. Когда же в пятой части Фауст принимается превращать морской берег в цветущий край, Мефистотель всячески старается ему препятствовать. Когда ослепший Фауст полагает, что его подручные возводят насыпь и осушают болото. Мефистотель, который принял облик надсмотрщика, приказывает лемурам — демонам торможения — рыть могилу для Фауста. В предсмертном монологе Фауста Мефистотель слышит отказ от дальнейшего стремления к бесконечной цели и собирается прервать жизнь ученого, как они и договаривались вначале. Но Господь считает, что Мефистотель проиграл спор, так как не смог доказать ничтожество человека.