ЗЕВС И ДРУГИЕ ОБИТАТЕЛИ ОЛИМПА
Зевс — верховный бог древнегреческого пантеона. В образе Зевса в «Илиаде» отразилось отношение греков к своим царям. Царь в античном обществе считался лучшим из людей и стоял намного выше остального населения. Зевс — это тот же царь богов, только в отличие от царя людей бессмертный.
Описанные в поэме события все до единого происходят по его воле. Ему единственному из олимпийских богов известно будущее, и он один знает наперед, чем закончится долгая осада Трои. Зевс в «Илиаде» — олицетворение абсолютной предопределенности событий, а также носитель высшего знания, недоступного ни другим олимпийским богам, ни тем более людям. Боги Олимпа покровительствуют кто ахейцам, кто троянским героям. Так, например, Афина симпатизирует
Ахиллу, Аполлон — Гектору, Афродита — Парису. Из- за своих симпатий боги даже вступают в бой («битва богов» описана в 20-й и 21-й песнях «Илиады»). И только Зевс наблюдает за Троянской войной беспристрастно. Не покровительствуя ни одной из сторон, он ревностно следит за тем, чтобы героям воздалось по справедливости. Зевс оказывает поддержку то одной стороне, то другой и исполняет обещания, которые он дал другим богам, выступая в роли своеобразного уравновешивателя, сохраняющего мировой порядок. Жребии сражающихся Ахилла и Гектора, Зевс взвешивает на весах, которые символизируют собой божественную справедливость. Люди и их поступки как бы полностью подчинены божественной воле. Боги вольны как карать, так и миловать простых смертных. Однако автор поэмы не изображает людей беспомощными игрушками в руках всесильных небожителей, а подчеркивает, что между миром богов и миром смертных есть много общего. Богам, как и земным людям, присущи страсти, и им свойственно ошибаться, заблуждаться, отличие между богами и людьми состоит лишь в том, что у богов больше возможностей, а главное — больше знаний, отсутствие которых характерно для людей и является причиной всех их несчастий. Зевс думает о людях иронично: люди убеждены, что все беды происходят от злой воли богов, хотя часто сами же «гибель судьбе вопреки на себя навлекают безумством».