ГАЙАВАТА
Гайавата — образ, созданный Лонгфелло на основе индейских преданий. Гайавата, или Хайонвата, у ирокезов — легендарный вождь и пророк. Имя Гайавата буквально и переводится как «учитель», «пророк». Согласно мифам, Гайавата выступал против междоусобиц племени онондага, из-за чего ему приходилось преодолевать сопротивление злого божества Атотархо. После того как Атотархо убил семь дочерей Гайавата, тот, объятый горем, отправился в добровольное изгнание. Во время лесных скитаний Гайавата обрел чудесный талисман — вампум. Умертвив Атотархо с помощью вампума и животворной магической силы, Гайавата и встреченный им во время скитаний Деганавида, ставший его единомышленником и союзником, основывают Великую Лигу ирокезов, учреждают свод ее законов. По некоторым источникам, Гайавата — реальное историческое лицо, видный деятель, который в своем правлении сочетал выборную парламентскую систему и местное наследственное управление. Лонгфелло познакомился с мифами о Гайавате, записанными этнографом Гайаваты Р. Скулкрафтом и в своей поэме описывает Гайавата, как реального, вполне земного человека, который наделен лишь некоторыми сверхъестественными чертами, Жизнь героя протекает в одном из племен оджибуэев, полукочевых алгонкинов. Все, что совершает Гайавата, все его подвиги я деяния Лонгфелло описывает в форме своеобразного рыцарского романа. Главным героем движет чувство справедливости, он стремится к благородной цели. Гайавата как никто остро ощущает свою сопричастность к природе. Он, воспитанный на лоне природы, стал частью этой разумной, могучей и гармоничной силы. (В поэме отражаются взгляды распространенной в XIX веке теории Р. У. Эмерсона о связи человека с природой как залоге целостности человека). Герой поэмы достигает возраста юного воина. Он начинает искать своего отца и находит его. Между ними происходит борьба, которая завершается победой Гайаваты. Основное содержание поэмы составляют доблестные деяния Гайаваты. Повествование завершается уходом героя в светлый мир вслед за Миннегагой, его «дамой сердца». Герой уходит, как только в поселениях индейцев появляются белые люди.