ТРАКТОВКА НЕКОТОРЫХ ОБРАЗОВ, ВЫВЕДЕННЫХ В РОМАНЕ
Коровы, которые в бытность диктатора бродили по лестницам дворца, оставляя лепешки в зале заседаний, жуя гобелены. Люди, робко вступающие в покои Патриарха и сомневающиеся в его смерти видят лежащие на полу раздувшиеся трупы коров. Коровы, живущие во дворце диктатора, бродящие по его саду, выходящие «на главный балкон отечества», откуда произносятся исторические речи, — этот образ точно и кратко говорит о социально-исторических основах диктаторства в Латинской Америке. Испокон веку там держали власть в своих руках латифундисты — феодалы, скотопромышленники.
Море, которое было за окнами дворца испокон веку; вместо него — серая, в лунных кратерах пустыня.
Образ проданного моря говорит о зависимости государства от иностранных капиталистов. Море вместе со всей флорой и фауной чужеземцы-гринго вывезли на танкерах куда-то в Аризону. Диктаторство всегда опиралось на отсталость и зависимость. Многие так называемые «спасители нации» приходили к власти при поддержке империалистических монополий. Если же диктатор приходил к власти сам, играя на националистических чувствах, то рано или поздно государство оказывалось в зависимости от иностранных интересов.