САТАНА
В эпопее «Потерянный рай» Мильтон изобразил рай как хорошо организованное, централизованное государство, которым правит Бог, окруженный ангелами, расположенными по строго иерархической лестнице. Сатана — один из любимых ангелов Бога, однако он обуян гордыней и честолюбив. Вместе с другими непокорными ангелами он восстает против Бога, но терпит поражение. Вместе со своими сподвижниками Сатана низвержен в ад. Сочувствуя падшим ангелам, понимая ответственность за их падение, Сатана пытается убедить их в преимуществах их нового положения. Сатана и его сподвижники становятся владыками ада и наконец обретают желанную свободу. Сатана остается до конца преданным идее свободы и освобождается от власти Бога, потому что Бог — «тиран мира безраздельный», «царящий, как деспот, в небесах». Мятеж Сатаны — это мятеж против деспотического авторитета.
Образ Сатаны — убедительный и яркий образ мирового мятежника, но образ противоречивый. Величие Сатаны в том, что он восстал против самого Бога. Но он и искуситель, погубивший человечество, и потому — символ зла. Мильтон очеловечивает Сатану, это не условная фигура, а живая индивидуальность, которая наделена чертами исторического лица: он бунтарь, его бунт эгоистичен, он рвется к власти. Но в его возмущении есть и плодотворное начало — нежелание подчиняться авторитету, самосознание личности.