АЛЬЦЕСТ
Это его Мольер назвал в своем произведении мизантропом, ибо он доведен до отчаяния наблюдениями за жизнью. Своему другу Филинту он жалуется:
Лишь посмотри кругом, как род людской живет,
Везде предательство, измены, плутни, лживость,
Повсюду гнусная царит несправедливость.
Видя полное отсутствие искренности, низкую лесть, корысть, Альцест отвергает искусство удобно жить с помощью лжи, лести, денег. Он верит в возможность улучшения жизни людей и хочет воплотить эту веру; будучи порядочным человеком, он, видя зло, испытывает чувство протеста против этого зла. Комизм в этой трагической по своей сути пьесе связан с характером самого героя, которого Мольер наделил многими человеческими слабостями. Альцест вспыльчив, лишен чувства меры и такта, он поучает ничтожных по сути людей, идеализирует недостойную женщину Селимену, прощает ей все и тщетно надеется, что его любовь сумеет возродить утраченные ею положительные качества.
Альцест протестует, громит общественные язвы, его устами Мольер выносит приговор аристократии, показывая ее никчемность и испорченность, осуждает и государственные учреждения, прежде всего несправедливый суд и судей, берущих взятки. Альцест представляет для общества немалую опасность, от него хотят избавиться и пишут на него ложный донос, будто он — автор опасной книги. Опасаясь не только опалы, но и Бастилии, Альцест вынужден покинуть Париж. Он едет в деревню, где, по его убеждению, живут люди, не утратившие чести, свободные от лжи.
Человеконенавистничество Альцеста проявляется только в конкретных ситуациях, это не черта его характера, отличающая его от других действующих лиц. Его имя не стало нарицательным именем любого человеконенавистника, в отличие от имен Тартюфа или Гарпагона, оно изменило вложенный в него Мольером смысл и стало символом прямоты, искренности и честности.