ГАРПАГОН
Гарпагон — отец Клеанта и Элизы, влюбленный в Мариану. Гарпагон живет в собственном доме, он богат, но скуп. Скупость Гарпагона возобладала над всеми другими чувствами. Мольер показывает, как опасен порок Гарпагона, как страшна власть денег. Она уродует не только своего хозяина Гарпагона, но и молодых героев комедии. Валер, чтобы добиться руки Элизы, устраивается в управляющие к Гарпагону и дурачит его изо всех сил, хотя и понимает, что это безнравственно. Он оправдывает себя тем, что «…если невозможно без лести войти в милость нужным людям, виноват не тот, кто льстит, а тот, кто любит лесть». Мариана соглашается стать женой Гарпагона, рассчитывая на скорую смерть старика и богатое наследство. Клеант ждет смерти отца и участвует в похищении у него шкатулки с деньгами. Как сюжетный ход Мольер использует мотив тайны рождения героев, впоследствии весьма распространенный в драматургии. Оказывается, что Валер и Мариана — дети Ансельма, которого на самом деле зовут Томазо д’Альбурчи, неаполитанского аристократа, потерявшего семью во время кораблекрушения. Через много лет он находит сына и дочь, которые даже не подозревают о том, что они родственники и дети знатных родителей. Теперь Мариане не надо искать богатого жениха, а Валер может жениться на Элизе и без приданого. Клеант обещает отцу вернуть шкатулку с деньгами, если тот согласится на его брак с Марианой. Гарпагон соглашается, но при условии, если ему к свадьбе сошьют новый кафтан.
Мольер изобразил своего Гарпагона типичным буржуа того времени, вызывающим у зрителя или читателя чувство жалости и отвращения.