КОЛА БРЮНЬОН
Кола Брюньон — резчик по дереву из города Кламси (в этом городе родился и провел свои юные годы сам Роллан), человек, «пронесший через испытания радость жизни» и воплотивший в себе все лучшие черты французского народа. Это столяр и скульптор, балагур и мыслитель, отец семейства, ссорящийся с детьми и горячо к ним привязанный, друг брэвского кюре, непочтительный к церковным святыням, законопослушный обыватель и бунтарь, беспутный муж, оплакивающий смерть сварливой жены и пронесший через всю жизнь робкую любовь к Ласочке, одинокий мудрец, построивший себе «хату с краю», вне городских стен, и предводитель населения Кламси в критические для города часы. Образ Кола Брюньона полон внутренних контрастов — и в то же время внутренне гармоничен. Роман представляет собой запись событий одного года жизни главного героя. Кола характеризуется недюжинными творческими способностями, редкостным жизнелюбием, а также отменной способностью выпить, поесть, позлословить. Благодаря этому персонажу, читатель имеет возможность познакомится с огромным количеством присказок, неожиданных и острых словечек, поражающих своей яркостью. Облик талантливого человека из народа глубоко привлекателен своею цельностью, своим мужеством и не знающей преград энергией. Кола Брюньон, горячо любящий Францию, с уважением и добродушием относится к чужеземцам. «…Хорошего человека, откуда бы он ни был, приятно видеть и грех обидеть… такой человек мне друг дорогой, будь он итальянец или кто другой». Однако, когда речь заходит о тех, кто развязывает войны, о тех, кто готов «поглотить половину всей земли, а сами и капусты на ней посадить не умеют», Кола не столь уж добродушен. Труженик и созидатель, он ненавидит войны, он также терпеть не может «всяких изуверов, фанатиков-живоглотов, католиков и гугенотов». Кола страдает от насилий, чинимых знатными феодальными сеньорами и их наемниками, разоряется от бесчисленных поборов и податей, боится быть сожженным на костре за вольнодумство (он живет в бурное и жестокое время — 1616 г.). Герой задумывается над несправедливостями жизни бедняка. В его словах слышится не просто озабоченность личной судьбой, это — тревога за судьбу своей родины: «Для чего заведены на земле все эти скоты, эти аристократы, эти политики, эти феодалы, нашей Франции обьедалы, которые, воспевая ей хвалу, грабят ее на каждом углу?» Кола полон гордости за свой народ, который является носителем всех духовных и материальных ценностей. Спесивому графу де Маюбуа приходится выслушать от Кола полный перечень того, что умеет делать обыкновенный труженик, а также нелицеприятное замечание о том, что только народ является истинным хозяином Франции: «Что мы умеем, кроме, значит, того, чтобы брюхатить землю и делать ее плодородной… сеять, выращивать овес и пшеницу, прививать виноград… молотить зерно… делать хлеб и вино, тесать камни… ковать железо, чеканить, плотничать, проводить каналы, строить, возводить города с их соборами, — словом, быть хозяевами французской земли». Роллан показывает, что французский народ только до поры готов терпеть обиды и унижения. Кола предсказывает то время, когда простой люд с дубинками в руках добьется свободы, а «господ пусть черт заберет». В главе «Мятеж» главный герой обнаруживает у себя способность противостоять насилию и злу, решительно стать на защиту жизни и имущества кламсийцев от грабителей-поджигателей. Он проявляет силу и отвагу народного вожака, философски замечая: «Лучший способ стеречь свой дом — это защищать другой» или «Кто за свою шкуру не хочет драться, тот может с ней и расстаться». У Кола свой взгляд и на искусство, на его место в жизни людей: «Для нас искусство — нечто родное, гений очага, друг, товарищ; оно высказывает лучше, чем мы сами, то, что все мы чувствуем; искусство — это наш домашний бог». С гневом думает Кола о сиятельных идиотах, которые не умеют создавать прекрасное, а только его разрушают: «Трижды убийца, убивающий мысль!» По дороге домой он встречает мальчишку Робине, — тот несет спасенную им от пожара статуэтку Магдалины, одну из лучших скульптур своего учителя. И Кола растроган: «Вот лучшие из моих работ: души, изваянные мною. Их у меня не отнимут. Сожгите все дотла! Душа цела». Лишения и испытания не сломили героя, не заставили видеть мир в черном цвете, не убили в нем тягу ко всему доброму и прекрасному, что есть на земле. В последних главах романа Кола — больной, овдовевший, состарившийся, лишившийся дома и всего своего имущества. Однако он по-прежнему полон чувства собственного достоинства. В главе «Читая Плутарха» Кола размышляет о том, как возвышает человека способность наслаждаться чтением. Ему жалко тех, кто высокомерно пренебрегает прошлым и довольствуется настоящим: человеку нужна родовая память, знание минувших эпох. Читая, Кола чувствует себя причастным к жизням, радостям и страданиям людей других стран, других времен и сравнивает себя с родоначальником рода людского — Адамом. Обогащенный жизненным опытом, чтением книги о великих мужах древности, герой ощущает силу братства, связующего всех людей. Он ясно и без страха смотрит в будущее.