ГАНС КАСТОРП
Ганс Касторп — молодой человек, бывший инженер, выходец из старинной бюргерской семьи. Касторп приезжает в расположенный в горах Швейцарии, отрезанный почти полностью от внешнего мира туберкулезный санаторий, чтобы навестить больного кузена Иоахима Цимсена. Приехав всего на три недели, герой задерживается на «Волшебной горе» на месяцы и годы, плененный не только обнаруженной у него болезнью, что дает ему возможность «законного» отказа от какой-либо продуктивной деятельности, но и необычайной обстановкой, царящей в этом высокогорном санатории. Касторп также влюбляется в странную, насквозь «антибуржуазную» русскую женщину с забавной французской фамилией (по мужу) — Клавдию Шоша. Где-то в Европе идет жизнь, кипят страсти, вот-вот начнется мировая война, а здесь, в горах, — камерный, искусственно замкнутый мир персонажей, полусонный ритм размеренного, неторопливого каждодневного существования, прерываемого лишь обычными лечебными процедурами. Если вначале герои романа — самые различные представители довоенной буржуазной Европы — еще прогуливаются в горах и ведут разговоры на философские темы или завязывают любовные интриги, то через какое-то время они утрачивают интерес ко всему, более того, лишаются чувства времени, погружаясь в сладостное безделье и блаженное созерцание окружающей природы. Такому состоянию немало способствует и обильная еда, которую обитатели санатория поглощают с большой жадностью. Касторп присматривается с нескрываемым любопытством к болезни и смерти. Он много размышляет о рождении, о смене поколений, читает книги на анатомические темы. Оказавшись в мире духовного и физического распада, Касторп пытается противостоять его натиску. Т. Манн предостерегает, что в этом мире нет времени, нет процесса развития жизни, а есть только видимость развития его: «Все, из чего состоит круг, — одни только точки поворота, лишенные измерений, кривизна неизмерима, нет никакой длительности в направлении, и вечность — не все прямо, прямо, а все кругом». Воспроизводя раздумья, споры, тоску, тревогу обитателей санатория — этих предельно бездеятельных людей, автор приводит читателя к мысли о кризисе старого мира и крушении его духовных основ, хотя и не поднимается до прямого отрицания современного ему буржуазного общества. Все происходящее в санатории — общество в миниатюре. Ярко отражены бесполезность, никчемность, бессилие членов этого общества. Могучий «сверхчеловек», промышленник Пепперкорн оказывается колоссом на глиняных ногах. Бесславно погибает «бравый» Иоахим Цимсен. Никчемна жизнь Клавдии Шоша. Мертворожденными, пустыми предстают в романе концепции «духовных пастырей» «Волшебной горы» — Лео Нафты и Людовико Сеттембрини, которые борются за душу Касторпа в течение всего его пребывания в санатории. Попытка Ганса уйти от противоречий эпохи, остаться в стороне от схватки, терпит крушение. Пробужденный от оцепенения первой мировой войной, он после 7 лет пребывания в санатории вынужден спуститься в мир реальных отношений и событий и неожиданно, помимо воли автора, уйти добровольцем на фронт. Судьба Касторпа — судьба образованного молодого европейца кануна первой мировой войны, который в своем страшном сне в преддверии кровавой бойни провидит идею человечества, идущего сквозь болезнь и умирание к гуманизму.