ЛЕО НАФТА И ЛЮДОВИКО СЕТТЕМБРИНИ
Лео Нафта и Людовико Сеттембрини — представители различных партий, различного мировоззрения. Лео Нафта — «маленький тощий человечек, с бритым лицом… разительного, хотелось бы даже сказать острого, почти едкого безобразия… Все в нем было отточенно-острым: и монументальный крючковатый нос, и тонкое лезвие сжатых губ, и взгляд светло-серых глаз за толстыми стеклами очков…» Нафта — член ордена иезуитов, воплощение мировой католической реакции. Это идеолог тоталитарного склада, проповедующий культ насилия и человеконенавистничества («орудием любви к человечеству является и гильотина»), втайне мечтающий об истреблении «низших рас», о преимуществах безграмотности над разумом, о праве церкви осуществлять террор ради перехода в Царство Божье, рассуждающий о «блаженстве» рабства, о том, что молодежь жаждет не свободы, а послушания. Людовико Сеттембрини — потомок итальянских карбонариев, рационалист и либерал старого толка, враг церкви и насилия. Он верит в науку, могущество разума, прогресс. Лео Нафта высмеивает убеждения Людовико Сеттембрини, считая их отжившими, прекраснодушными и не соответствующими действительности. В нескончаемых спорах иезуита Нафта и буржуазного либерала Людовико Сеттембрини не рождается, да и не может родиться истина: рождается лишь, как говорит Ганс Касторп, «великая путаница», пресловутое движение «все кругом и кругом». Несмотря на внешнюю несхожесть позиций Нафта и Людовико Сеттембрини, Касторп ощущает в них нечто общее, а именно: процесс духовного вырождения буржуазии. Т. Манн также создал образ Лео Нафта с целью предупредить об опасности для человечества людей, подобных его персонажу. Нафта проповедует те же идеи, которые впоследствии возьмут на вооружение фашисты.