ЕЛЕНА
Елена — действующее лицо трех трагедий Еврипида: «Троянок», «Елены» и «Ореста». В двух первых трагедиях образ Елены традиционен. Это — неверная жена, убежавшая с Парисом и ставшая виновницей великих бедствий, обрушившихся на греков. Однако в трагедии «Елена» Еврипид изображает свою героиню невиновной. В трагедии «Троянки» автор изображает картину увода в рабство троянских женщин, в числе которых оказывается и Елена. Ее возвращают Менелаю, предоставляя ему выбор: либо убить Елену, либо увезти ее обратно в Грецию.
Представ перед мужем после окончания Троянской войны, Елена, не испытывая ни смущения, ни стыда, оправдывает свой побег божественной необходимостью. Однако Гекуба утверждает, что причиной побега была страсть к Парису и желание воспользоваться его богатством. Елена пытается убедить мужа в том, что когда погиб Парис, она жила в Трое как пленница, но, согласно Гекубе, Елена наслаждалась в Трое роскошью и не хотела оттуда возвращаться. Этот эпизод получает особое звучание, так как всем известно, что Менелай не убьет Елену, а наоборот — подчинится ей и вернет ее домой невредимой. Судьба Елены отлична от судеб других троянок, которые, не имея за собой никакой вины, подвергаются насилию, издевательствам, оказываются обреченными на гибель.
Трагедия «Орест» повествует о тайном приезде Елены из Трои в Аргос, куда Менелай послал ее прежде себя, боясь народного гнева. Это произведение трактует образ Елены двояко. С одной стороны, Елена — виновница войны и всех бедствий, вызванных войной. Ее ненавидят даже близкие ей люди, на которых она навлекла несчастья. Однако автор не оставляет без внимания тот факт, что Елена — всего лишь орудие замысла богов, и если она так поступила, значит, так велели боги. Елена должна стать богиней, и некоторые божественные черты проявляются в ее поведении. Ей, например, не свойственны излишние эмоции, она сдержанна в своих переживаниях. Так, например, печаль о судьбе семьи Агамемнона уравновешивается в ее душе радостью за дочь Гермиону. Она вовсе не страдает оттого, что является главной виновницей бед, постигших как троянцев, так и ахейцев. Когда Орест и Пилад хотят убить Елену как виновницу всех зол, Аполлон уносит красавицу на небеса, поскольку люди не имеют права судить ее.
В трагедии «Елена» Еврипид высказывает версию, что Парис похитил вовсе не Елену, а ее призрак, сотканный Герой из эфира. Сама же Елена на время Троянской войны была перенесена Гермесом к благочестивому царю Протею в Египет, где должна была, храня верность Менелаю, ждать, пока он, следуя воле богов, не окажется на этой земле.