КУХУЛИН
Кухулин — герой эпических преданий кельтов дофеодальной поры, объединенных в уладский (по названию области не севере Ирландии) цикл. По сагам можно проследить биографию богатыря. В одной из них рассказывается о его рождении от бога света Луга и сестры короля уладов Дехтире. Затем следуют саги о детстве и юности героя. Когда Кухулину было 6 лет, он совершил свой первый подвиг: убил огромного злобного пса, принадлежавшего кузнецу Кулану, и вместо него отслужил кузнецу некоторый срок сторожем. Этот подвиг дал герою имя: Ку-Кулайн, или Кухулин, что значит «пес Кулана». В юности Кухулин был любимцем многих женщин Улада, которые полюбили его «за ловкость в подвигах… за превосходство ума, за сладость речи, за красоту лица, за прелесть взора». В возрасте 17 лет Кухулин совершает самый значительный подвиг в своей жизни. Он один защищает Улад от войска королевы Медб, в то время как все уладцы были повержены магической болезнью. Об этом подвиге повествует эпопея «Угон быка из Уланге», которую называют ирландской «Илиадой». Один из эпизодов эпопеи рассказывает о поединке Кухулина и Фердиада, его друга и побратима, который теперь оказывается предводителем враждебного Кухулину племени. Убив Фердиада, Кухулин лишается чувств от страдания, а придя в себя, долго оплакивает гибель друга. Сильное впечатление производит сага, рассказывающая о смерти Кухулина. Получив смертельную рану, Кухулин привязывает себя поясом к камню, чтобы умереть не сидя, не лежа, а как подобает настоящему воину — стоя.
Образ Кухулина — причудливое сочетание черт реального исторического лица со сказочно-мифологическими. Так, Кухулин обладает необычной внешностью: «семь зрачков было в королевских глазах его, по семи пальцев было на каждой руке его, по семи на каждой ноге». Когда Кухулин приходил в ярость, то увеличивался в размерах, «один глаз его так глубоко уходил внутрь головы, что журавль не мог бы его достать, а другой выкатывался наружу, как котел, в котором варят целого теленка». В образе Кухулина воплотились представления древних кельтов о доблести и нравственном идеале. Кухулин сам говорит о себе: «Горд я в мощи и в доблести моей и способен охранить рубежи от внешних врагов. Я — защитник каждого бедняка, я — боевой вал всякого крепкого бойца. Я даю удовлетворение обиженному и караю за проступки сильного». Так Кухулин задолго до появления рыцарства воплотил в себе идеал доблестного и честного рыцаря. Причем качества, присущие средневековому идеалу, как становится очевидным, сформировались в народной среде и отразились в устном народном творчестве.