Художественные особенности. Платоновскому стилю невозможно найти аналог в русской литературе. Писатель работал в соответствии со стилистическими тенденциями 20-х годов. Новое время требовало новой поэтики. Писатель изобрел язык, который шел вразрез со всеми литературными нормами. Повесть Платонова «Котлован», со своими образами, символами, метафорами, полностью соответствует духу времени. В результате смешения лексических и синтаксических отношений повесть написана изломанным языком, в котором смысл слов выхолащивается.
Писатель активно использует избыточные фразы, вставляя в них лишние слова. Такой художественный прием отражает не только своеобразный язык эпохи, но и делает речь персонажей и рассказчика экспрессивной и насыщенной, например: «соревноваться на высшее счастье настроения» и т.д.
Герои повести употребляют в речи незнакомые слова и прибаутки, сочетают несочетаемые понятия, например: «левацкое болото правого оппортунизма», «видя по его телу класс его бедный», «человек длинного тонкого роста», «живи храбрее — жми друг дружку, а деньги в кружку». Язык повествования пестрит газетными штампами, лозунгами, идеологически окрашенной лексикой, например: «отправить на коллективизацию», «узкими масштабами строиться». Использованные автором приемы делают речь персонажей яркой и образной. Художественное открытие писателя заключается в том, что посредством просторечий и сниженной лексики Платонов нашел способ выразить серьезные понятия, сделать их доступными широким народным массам.
Автор повести довольно скупо использует цвета. Чаще остальных он обращается к желтому цвету, который является для писателя цветом горя и несчастья. Обращение к красному цвету обусловлено его социальной значимостью. Черный цвет сопровождает героев в описании раскулачивания колхозников. Цвет используется для дополнительных характеристик персонажей. Так как главный мотив повести — преобладание смерти над жизнью — то герои Платонова наделены «слепотой», или «дремлющим зрением», как называет его сам писатель. Изображаемый им мир немногоцветен.
Необыкновенно яркие метафоры в художественном тексте, переходящие в гротеск, подчеркивают безысходность строительства будущего. Герои повести роют котлован для дома всеобщего счастья, а спят в гробах, заготовленных для себя крестьянами. Дома крестьян пусты, а на кузне трудится за всех медведь, который затем принимает участие в раскулачивании. В послесловии к американскому изданию «Котлована» И. Бродский отметил сюрреализма Платонова, в полной мере выразившийся в образе участвующего в строительстве медведя-молотобойца. По мнению Бродского, Платонов «сам подчинил себя языку эпохи, увидев в нем такие бездны, заглянув в которые однажды, он уже более не смог скользить по литературной поверхности».