Художественные особенности. Поэма «Двенадцать» построена на контрастах. Цветовое решение фона напоминает плакат. Основной контраст — это противопоставление черного и белого. Цветовые эпитеты раскрывают непримиримость, трагедийность существования двух миров: «черный ветер», «белый снег», «черное, черное небо», «черная злоба, святая злоба», «черные ремни», «огни, огни, огни». Язык блоковской поэмы многолик: простонародные выражения (С офицерами блудила — / Поблуди-ка, поблуди!) граничат с лирическими описаниями (Снег воронкой завился, / снег столбушкой поднялся…), сниженной разговорной речью (Что, Катька, рада? — Ни гу-гу… / Лежи ты, падаль, на снегу!), с народной частушкой, песней (Как пошли наши ребята / В красной гвардии служить — / В красной гвардии служить — / Буйну голову сложить!). От главы к главе резко меняется ритм стиха, так как появляются абсолютно разные слои общества, события контрастны и противоречивы. Неожиданные переходы придают поэме особую выразительность, заряжая ее новой драматической энергией. Эту особенность «Двенадцати» отметил О. Мандельштам, назвав поэму «монументальной драматической частушкой», которая обречена на бессмертие, как фольклор.