Художественные особенности. Природа Дона, далекая степь и просторы выступают как отдельные герои в романе «Тихий Дон».
Пейзаж создает картину мира, дополняет ощущение реальности происходящего. Во время военных действий писатель акцентирует внимание на моросящий дождь, пронизывающий ветер, нечто грохочущее вдалеке, морозный сизый туман. «Там, где шли бои, хмурое лицо земли оспой взрыли снаряды: ржавели в ней, тоскуя по человеческой крови, осколки чугуна и стали. По ночам за горизонтом тянулись к небу рукастые алые зарева, зарницами полыхали деревни, местечки, городки. В августе — когда вызревает плод и доспевает хлеб, — небо неулыбчиво Серело, редкие погожие дни томили парной жарой. В садах жирно желтел лист, от черенка наливался предсмертным багрянцем и, издали, похоже, было, что деревья — в рваных ранах…».
Описание природы предвосхищает приближающиеся события романа, подготавливают человека к восприятию последующих перемен. К примеру, описание пограничного состояния природы, замершей в «ожидании» Верхне-донского восстания.
Пейзаж в романе выступает как средство выражения авторской позиции. Шолохов очеловечивает природу. В лирических отступлениях выражает свою любовь к земле, к каждому листочку.
Благодаря метафорам, ярким олицетворениям создается ощущение, что природа становится участницей событий в романе.
Многие исследователи отмечали художественное мастерство писателя, языковое новаторство, проявившееся в соединении литературного языка с народным.
Шолохов мастер портретных зарисовок, речевых характеристик героев.
Умело использованы писателем произведения народного творчества: пословицы, поговорки, побаски, песни. Они предают настроение, чувства, переживания народа, отражают эстетический мир героев. Произведения народного творчества, особенно песни, раскрывают философскую глубину эпопеи. Эпиграфами к первой и третьей книгам романа служат старинные казачьи песни.