Как отнеслись первые люди государства к смерти Петра I? Какие детали в поведении Екатерины подчеркивают неискренность ее переживаний?
Очень четко описаны в повести первые часы после смерти государя. Манера повествования в повести суровая и ясная. И Екатерина, и Данилыч, и все прочие обозначили свое горе достаточно отчетливо. У Данилыча «глаза покраснели, стали волчьи, злые от грусти… Екатерина возрыдала. Кто в первый раз услыхал этот рев, тот испугался, тот почуял — есть хозяйка. И нужно реветь. И весь дом заревел и казался с улицы разнообразно ревущим».
Какой предстает восковая персона в восприятии «хозяйки», «ее самодержавия»? Почему даже восковое подобие императора продолжает беспокоить живых?
«Гипсовый портрет смотрел на всех яйцами надутых глаз, две морщины были на лбу, и губа была дернута влево, а скулы набрякли материею и гневом…
И ей не мог быть приятен вид, открывавшийся в палате: на возвышенных креслах, под балдахином сидело восковое подобие… Сидит один, и неизвестно, для чего он нужен… И хоть оно восковое, а все в императорском звании». Таковы мысли, которые возникали при взгляде на восковую персону.
Сопоставьте две фразы из восьмой части четвертой главы: «Сидит один, и неизвестно, для чего он нужен…» и «Итак он сидел, ото всех покинутый…». Что отличает их друг от друга, кому они принадлежат? Почему восковое подобие отправлено в кунсткамеру («Там ему место»)?
Первая фраза передает сомнения «хозяйки», а вторая — оценку ситуации автором. Обе они объясняют причину, по которой восковое подобие было отправлено в кунсткамеру.
В пятой главе, как и во второй, дается описание кунсткамеры от лица свидетеля всего происходящего. Одинаковы ли эти описания? Обратите внимание на сам тон повествования. Как изображена «встреча» восковой персоны с одним из живых «монстров» кунсткамеры?
В пятой главе описана процедура перемещения восковой персоны в кунсткамеру и события, которые там произошли. Сначала к персоне приблизился шестипалый, а позже и сам господин Ягужинский. И оба они не знали, что персона может подняться при нажиме на особую пружинку, и оба были потрясены тем, что восковая персона поднялась во весь рост.
Тынянов, часто говоря о восковом подобии императора, употребляет слова «сидел», «сидит». Почему же «воск встал», указав на дверь генерал-прокурору Ягужинскому? Что означает этот жест и относится ли он только к Ягужинскому?
Говоря о восковой персоне, автор имеет в виду тот облик, который придал ему скульптор. Выражение «воск встал», скорее всего, подчеркивает то, что даже восковое подобие все же хранит в себе отблеск былой власти и сильнее тех, кто пытается проявить неуважение даже к восковому изображению великого императора.