Опишите образ «природы суровой», созданной в стихах.
Автор «воспитан природой суровой» и любит именно такую природу. В чем же ее самые важные приметы? В чем главнейшее отличие? Оно — в простоте, в обычности. Читаем:
Чем обычней простое растенье,
Тем живее волнует меня
Первых листьев его появленье
На рассвете весеннего дня.
Названы только подорожник и ромашка, и именно они для автора «очарованные травы».
Какие тропы, образные выражения использует поэт для описания природы?
В мире обычных, простых растений совсем не прост мир приемов, которые использует автор. Олицетворения диктуют выбор эпитетов: природа суровая. Но это как раз и есть придание природе качеств, присущих живому существу. В суровой природе сравнения видимы и осязаемы. Одуванчика шарик пуховый — это уже какой-то предмет. Эпитет пуховый только помогает лучше представить это объемное существо. Так же точно предстает перед нами подорожника твердый клинок.
Перед читателем система образов, которая живет лишь в стихах Н. А. Заболоцкого, в его «государстве ромашек».
Как вы понимаете последние две строки стихотворения? Ответьте на этот вопрос письменно.
«Все лежал бы и думал я думу Беспредельных полей и дубрав.
Общение с полями и дубравами требует от нас не только восхищения. Понять природу, в нее вжиться не так-то легко. Ведь «душа беспредельных полей и дубрав» хранит память многих поколений, через природу мы общаемся с прошлым».
Выучите наизусть понравившееся вам стихотворение о родной природе.
Выбор стихотворения непрост. Всем ясно, что нужно будет объяснить, почему именно избрано это стихотворение. И конечно, нельзя будет сказать, что выбрано самое короткое, потому что его легче запомнить. Нужно будет и для быстроты и осмысленности заучивания внимательно вчитаться в его строки и уметь объяснить возникшие при чтении мысли.