Задание 5. Соблюдаете ли вы правила безопасного поведения?Пользуетесь ли вы наиболее безопасными маршрутами для пеших прогулок, поездок в общественном транспорте?
Во время пеших прогулок надо избегать малолюдных и плохо освещенных мест, пустынных скверов; не надо переходить улицу или дорогу по плохо освещенному подземному переходу.
При пользовании общественным транспортом не следует садиться в пустые автобусы, трамваи, троллейбусы, а если такое произошло, размещаться надо ближе к водителю. Не следует спать в общественном транспорте. На остановках общественного транспорта нужно находиться в хорошо освещенном месте, рядом с другими ожидающими.
Какие меры предосторожности вы предпринимаете в подъездах многоэтажных домов?
Не надо заходить в подъезд, если следом идет незнакомец. Нельзя подходить к своей квартире и тем более открывать ее, если этот человек находится рядом. Если незнакомец находится в подъезде, следует выйти на улицу и подождать, пока он выйдет из него.
Чувствуете ли вы себя уверенно, входя с незнакомым человеком в лифт?
Если в кабине лифта уже находится незнакомый человек, в нее не следует заходить. Надо подождать и вызвать лифт снова. Войдя в лифт с таким человеком, надо нажать одновременно кнопки «Вызов диспетчера» и «Стоп». После ответа диспетчера нажать кнопку нужного этажа и завязать с диспетчером разговор: он будет слышать, что происходит в лифте, и при необходимости сможет помочь. Нельзя поворачиваться спиной к незнакомцу, надо постоянно наблюдать за его действиями.
Задание 6. Проиграйте с родителями или сверстниками различные ситуации.
- К вам пристают незнакомые люди, требуя отдать вещи, угрожают, размахивают кулаками.
Поднять крик и шум, обратиться за помощью к находящимся поблизости людям.
- Вас просят «помочь» небольшой суммой какие-то пьяницы: «На бутылку не хватает».
Пройти быстро мимо них, не останавливаясь: на ходу можно ответить, что денег с собой нет.
- У вас вырывают сумку с вещами, причем нападающие держат в руках крепкие палки и куски арматуры.
Если нет возможности убежать и некому прийти на помощь, надо расстаться со своей сумкой. Постараться запомнить нападавших: их внешность, одежду, манеру и содержание разговора, дефекты речи, особые приметы. Как можно скорее заявить о нападении в милицию.
- Вам предлагают войти в лифт подозрительные люди.
Лучше отказаться от такого предложения. Если это не получилось, постараться связаться с диспетчером и поддерживать с ним разговор до выхода из лифта. Не поворачиваться спиной к подозрительным людям, наблюдать за их действиями. При нападении поднять крик, шум, стучать по стенкам кабины. Нажать кнопку «Вызов диспетчера» и любого этажа. Если двери лифта открылись, постараться выскочить на площадку, позвать соседей на помощь или выбежать на улицу.
Задание 7. Проанализируйте, нет ли у вас качеств, которые снижают уровень вашей безопасности. Если есть, определите, какие из них следует преодолеть в первую очередь. Подумайте, от чего надо отказаться для этого. Какие привычки следует у себя сформировать? Что конкретно для достижения этой цели надо сделать в ближайшее время?
Качества, которые снижают уровень безопасности человека: неуверенность взгляда; неловкая походка; вялая осанка; беспокойные нервные движения; робость и застенчивость; усталый (утомленный) вид.
Человеку следует сформировать у себя уверенность, решительность, психическую уравновешенность, подтянутость, умение четко и доходчиво выражать свои мысли. Поэтому для достижения этой цели он должен решить, каких качеств ему не хватает и как их можно воспитать.
Задание 8. Представьте, что близкий вам человек (младший брат, одноклассник) не понимает, что его нравственные изъяны (лень, хвастливость, грубость, высокомерие, лживость, скупость, жадность, эгоизм) могут стать причиной беды. Подумайте, какие примеры из жизни можно привести, чтобы показать, как этими качествами пользуются злоумышленники. Подберите такие примеры, которые ваш слушатель воспринял бы как убедительные.
Вспомните фильм «Место встречи изменить нельзя». В засаде на одной из квартир поджидают бандита Фокса двое сотрудников уголовного розыска. Лень, лживость, трусость и жадность одного из них привели к тяжелому ранению товарища и позволили безнаказанно скрыться преступнику.
Задание 9. Вы проходите мимо машины. Вас просят подойти, рассказать о том, как доехать до рынка, магазина. Ваши действия в этой ситуации.
Не подходить к машине. Извиниться, что вы не знаете эти места и вам некогда. Быстро уйти в сторону, противоположную движению автомобиля.
Задание 10. Проиграйте следующую ситуацию: на вас напал вооруженный грабитель. Действуйте так, чтобы уменьшить риск применения им оружия против вас.
Стремиться говорить с грабителем уверенным и спокойным голосом. Побыстрее понять, что именно грабителю от вас надо. Можно совершить какое-нибудь нешаблонное, неожиданное для грабителя действие (уронить на землю деньги, окликнуть кого-либо, сделать вид, что увидели милиционера, и т. д.). Воспользоваться замешательством преступника, чтобы убежать. Если вы не уверены в своих силах, то лучше не сопротивляться, чтобы не допустить физического насилия по отношению к себе.
Задание 11. Вы видите, как вооруженные преступники напали на прохожего в темном переулке. Что вы предпримете в этом случае? Обсудите возможные варианты развития событий с родителями, одноклассниками.
Наиболее приемлемым вариантом поведения является следующий. Постараться запомнить преступников: их внешность, одежду, манеру двигаться, особенности речи, содержание разговора и угроз, чем вооружены, особые приметы. Быстро (по телефону или лично) сообщить об этом в ближайшее отделение милиции.
Задание 12. На вас совершено нападение, вы остались без вещей. Опишите внешность, речь, манеры поведения, одежду, телосложение, другие приметы преступников. Для начала потренируйтесь, описывая тех, кто сейчас находится рядом с вами, а затем дайте описание этих же людей, отвернувшись от них.
Воспользуйтесь данной в задании рекомендацией. Описывая находящихся рядом с вами людей, укажите их возраст, рост, телосложение, цвет волос и глаз, наличие шрамов и татуировок, одежду, особенности речи и т. д.