Жюль Верн, Таинственный остров. Кто из героев романа представляется вам самым привлекательным?

Вспомните, какие произведения называют «робинзонадами». Докажите, что «Таинственный остров» — «робинзонада».
«Робинзонадами» называют произведе­ния, повествующие о том, как человек справился с самыми неблагоприятными условиями, встретившись один на один с дикой природой. Именно это происходит и с героями «Таинственного острова». Им удается не только выжить, но и организо­вать трудовую жизнь на ранее безжизнен­ном острове. Тот коллектив, который воз­ник, радует читателя не только своими успехами, но и той дружбой, которая свя­зала воедино очень разных людей.

Кто из героев «Таинственного острова» на­стоящий лидер и руководитель этого сообщества робинзонов? Как решают этот вопрос сами неволь­ные робинзоны?

Ни у одного читателя никогда не возни­кало сомнения в том, что лидер на «Таин­ственном острове» — Сайрес Смит. В этом же были уверены и все, кто оказался на этом острове. Так определяется личность лидера: не желанием человека командо­вать, а тем, что окружающие, не раздумы­вая, с ним соглашаются и принимают его решения.

Кто из героев романа представляется вам са­мым привлекательным? Кто самый лучший и пре­данный друг? Кто самый хладнокровный человек? Кто одарен технически? Попробуйте описать круг профессий, которыми владеет каждый из героев.

Оценки героев читателями не всегда бы­вают одинаковыми. Однако при обсужде­нии качеств героев, которые оказались на таинственном острове, мнения часто сов­падают: все они представляются равно привлекательными людьми именно пото­му, что им удалось стать дружным кол­лективом. Способность дружить, надеж­ное чувство локтя обеспечивают им такую оценку.

Те, кто любит технику, с особым внима­нием относятся не к герою романа, а к са­мим техническим решениям.

На острове у героев возникают десятки обязанностей и появляется множество сфер деятельности: строительство, изобре- тальство, забота о растениях, животных, приготовление пищи, обустройство бы­та… И каждый человек может освоить любую из них, но любит обычно лишь не­которые. Например, Герберт, пристрастия которого еще не определились, тяготеет к тому, чтобы помогать своим друзьям в лю­бой работе.

Назовите качества, которые отличают Сай­реса Смита, Гедеона Спилета, негра Наба, моряка Пенкрофа, юного Герберта. Есть ли у них качества, общие для всех?

Проще всего решить, что дружбу на этом затерянном острове каждому помога­ет сохранить сознание, что они одни в этом бескрайнем океане и никто больше им помочь не может. Но кроме этого боль­шую роль играют личные качества каждо­го из членов сообщества: яркий организа­торский талант Сайреса Смита, сила и преданность его слуги негра Наба, неиз­бывная энергия журналиста Гедеона Спилета, навыки моряка, которыми владел Пенкроф, юношеский энтузиазм Гербер­та. Однако можно еще обозначить их об­щее свойство — порядочность и чувство взаимной выручки.

Создайте устные портреты героев романа «Та­инственный остров».
Чаще всего устный портрет создают своему ровеснику Герберту. Но не раз это задание подвергалось критике, посколь­ку среди имен героев романа нет капитана Немо — гениального индийского ученого. А именно он играет огромную роль во всех тайнах, которые связаны с этим островом.

Портрет Герберта чаще всего воссозда­ют девочки, которые готовы его нарисо­вать по идеальным канонам: стройным, стремительным, легким в движениях, ум­ным, смелым.

Вторым по популярности героем можно считать моряка Пенкрофа, поскольку внешний облик моряка чаще всего связан с матросской формой, которую нетрудно представить: тельняшка, брюки клеш, особый головной убор.

Те же, кто требовал включить в галерею портретов и капитана Немо, описывали его, вспоминая романы не Жюля Верна, а Александра Дюма: задрапированным в какие-то особые одежды и очень таинст­венным.

Первая глава романа «Таинственный остров» начинается с диалога. Попробуйте решить, кому принадлежат реплики начала романа:

«- Поднимаемся?

—   Какое там! Книзу идем!»

Докажите свою правоту.

Вопрос, скорее всего, принадлежит мис­теру Сайресу. Наверное, он спрашивает не столько потому, что не может сам оценить ситуацию, сколько потому, что стремится заставить всех быть крайне внимательны­ми к происходящему. Может быть, он да­же пытается несколько успокоить своих спутников. Но ответ, судя по его реши­тельности, скорее всего, принадлежит мо­ряку Пенкрофу, потому что он быстрее других мог оценить ситуацию над реву­щим морем.

Однако вопрос может принадлежать и Спилету, который как журналист всегда стремится быстрее оценить ситуацию.

Напомним вам, что основными темами в творчестве Жюля Верна были освоение Арктики и завоевание обоих полюсов, подводная навигация, авиация и воздухоплавание, использование элект­рической энергии, межпланетные путешествия. К какому из этих направлений отнесем мы «Таинст­венный остров»?

Среди произведений Жюля Верна «Та­инственный остров» занимает особое мес­то. Хотя он входит в трилогию лучших ро­манов писателя (в нее входят также «Двадцать тысяч лье под водой» и «Дети капитана Гранта»), он все же отличается тем, что немного связан с темой подвод­ной навигации, немного — с воздухопла­ванием, немного — с использованием электрической энергии. Все это разнооб­разие проблем и вопросов объяснимо — перед нами еще одна «робинзонада». А «робинзонады» требуют решения мно­жества проблем. Но более всего вспомина­ют этот роман, когда говорят о том, каким хорошим может стать мир, когда люди су­меют на нем мирно жить. Именно потому, что маленький коллектив обитателей ост­рова сумел создать свой мир тружеников, этот роман называют утопией.

Справка. Утопия — у этого слова два значения: 1) место, которого нет;

2)  благословенное место. Само слово стало обозначать идеальное общество, когда То­мас Мор создал книгу о жизни на сказоч­ном острове, который назвал Утопия.

Мы советуем вам почитать наиболее популяр­ные романы писателя и отнести их к одной из на­званных тем.

Назовем некоторые из 65 романов Жю­ля Верна в порядке их создания: «Пять недель на воздушном шаре. Путешествие трех англичан по Африке» (1862); «Путе­шествие к центру Земли» (1864); «С Зем­ли на Луну» (1865); «Путешествия и при­ключения капитана Гаттераса» (1866); «Дети капитана Гранта» (1868); «Двад­цать тысяч лье под водой» (1870); «Таин­ственный остров» (1875); «Вокруг Луны» (1869); «Гектор Сервадак. Путешествия и приключения в околосолнечном мире» (1877); «Черная Индия» (1877); «Пятьсот миллионов бегумы» (1879); «Архипелаг в огне» (1884); «Матиас Шандор» (1885); «Робур-Завоеватель» (1886); «Север про­тив Юга» (1887); «Вверх дном» (1889); «Плавучий остров» (1895); «Флаг роди­ны» (1896); «Властелин мира» (1904).

Напомним, что лучшими его романами считаются: «Дети капитана Гранта», «Двадцать тысяч лье под водой» и «Таин­ственный остров».

Отнести каждый из романов Жюля Вер­на к конкретной теме легко — тема прак­тически почти всегда обозначена в назва­нии.

Сохрани к себе на стену!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.