Анализ стихотворения «К морю» Пушкина

«К морю» (1824). Элегия А.С. Пушкина «К морю» написана уже в Михайловском, куда поэт отправился после южной ссыл­ки. Она подводит своеобразный итог целого творческого перио­да. Следуя традиции романтизма, поэт обращается к морю, как к ничем и никем неограниченной стихии. Море является в стихо­творении воплощением авторского идеала, символом свободы, той стихией, которую никто не может обуздать. Для Пушкина периода южной ссылки истинным воплощением индивидуаль­ной свободы являются Байрон и Наполеон — бросившие вызов предрассудкам, укоренившимся взглядам. Но оба героя оказа­лись обречены, перед величием морской стихии претензии зем­ных титанов угасли. Возникает вопрос: не тщетны ли вообще ка­кие-либо надежды человека на физическую силу («тиран» — Наполеон) или всепоглощающую духовную мощь («просвеще­нье» — Байрон). Шум моря напоминает человеку о мирской суе­те, о тщетности суетных желаний и призывает человека к духов­ному совершенствованию:

В леса, в пустыни молчаливы Перенесу, тобою полн,

Твои скалы, твои заливы,

И блеск, и тень, и говор волн.

«Разговор книгопродавца с поэтом» (1824). Стихотворение А.С. Пушкина построено в форме диалога. Книгопродавец — человек, торгующий искусством, и поэт-борец, создающий ху­дожественные произведения, ведут между собой разговор, раз­мышляя о предназначении поэтического творчества. Книгопро­давец рассматривает искусство только с позиции материальной выгоды:

Не продается вдохновенье,

Но можно рукопись продать.

Поэт же говорит о внутренней, творческой свободе, о неза­висимости его дара, невозможности создавать художественные шедевры по чьему-либо заказу.

Сохрани к себе на стену!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.