Добро и зло в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»

Добро и зло в романе «Мастер и Маргарита»

В 1966-1967 года впервые вышел в свет роман Булгакова Михаила Афанасьевича “Мастер и Маргарита”. Роман вызвал бурный интерес, потому как был полон разнообразными литературными жанрами: реализмом, фантастикой, гротеском.

Я считаю, что центральное место в романе занимают философские проблемы: мысли о добре и зле, а также о выборе каждого человека. В романе этот выбор делают все герои. Каждый персонаж, независимо от того, нравится это ему или нет, стоит перед вечной проблемой выбора, и в итоге сам выбирает свой дальнейший путь, от которого и зависит его жизнь.

В романе Иешуа Га-Ноцри –Иисус был показан в виде самого обычного человека с собственными страхами и слабостями. Его порой можно назвать слабым человеком, если бы не его вера. Его сила заключается в следующем – он выбрал путь, и не при каких обстоятельствах не отступил от него. Иешуа был уверен в том, что абсолютно все люди появляются на свет добрыми, и только лишь жестокое отношение может сделать бездушным, суровым и мстительным. Он говорит так обо всех, включая даже своих врагов: Иуду и палача Крысолова. Иешуа были произнесены слова о будушем царстве “истины и справедливости”, которое было открыто для всех.

Полная противоположность Иешуа Га-Ноцри – это Понтий Пилат, который наделен властью за что его почитают и в то же время побаиваются. Однако, даже его не миновала судьба встать перед выбором. Прокуратор стремился сделать добро — помиловать ни в чем неповинного Иешуа, однако вынужден был утвердить приговор, так как опасался доноса. У Понтия Пилата не хватило силы духа сделать добро, что и привело к тому, что он остался на стороне зла. Однако смерть невинного Иешуа навсегда становится огромным грузом для совести Пилата, что в итоге привело к раскаянию. Пилат наконец-то понимает справедливость учения Иешуа Га-Ноцри и организует убийство Иуды. Однако и этот поступок не снял бремени с совести прокуратора. И только искреннее раскаяние в содеянном приносит Пилату прощение.

Писатель также поставил перед выбором – добро или зло — ведущего персонажа – Мастера. Герой в конечном итоге оказывается на стороне зла, но не из-за трусости, а потому что им движут малодушие и слабость. Персонаж не был готов к борьбе, так как был всего лишь художником и поэтому вынести все испытания, которые выпали на его долю, Мастеру не удалось. Однако ое единственный кто остался самим собой— воплощением безмерной силы и безмерной слабости творчества.

Однако далеко не все герои романа выбирают зло, руководствуясь страхом и трусостью. Такой предстает перед нами Маргарита, пытавшаяся вести борьбу, от которой отказался Мастер. Но когда Маргарита силами зла была наделена сверхъестественными качествами -летать и быть невидимой, она решила использовать это для мести. И только угроза жизни ребенка останавливают её в самый последний момент. Я считаю Маргарита, как и Иешуа, сделала правильный выбор. Да, она оказывается на стороне зла, однако её выбор никому не принес ни горя, ни страдания. У Маргариты нет веры, у неё есть огромная любовь к Мастеру. Что и сделало её прекрасным обобщенным поэтическим образом любящей женщины.

В романе “Мастер и Маргарита” никто не совершает грехов и преступлений с чьей-нибудь подачи. Все выбрали свой путь сами, что и вызывает восхищение. Собственные грехи,собственные преступления, аналогичны собственному подвигу, который каждый совершает по своему душевному побуждению. За что каждый герой и в ответе.

Сохрани к себе на стену!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.