Изображение в романе А. Н. Рыбакова «Дети Арбата» исторических судеб первого поколения советских людей

Изображение в романе А. Н. Рыбакова «Дети Арбата» исторических судеб первого поколения советских людей

Мое поколение стало свидетелем, очевидцем наступления после мно­гих десятилетий эпохи гласности и проявления демократизма. Я думаю, что моему поколению придется быть не только очевидцем, но необходимо стать участником всех сложнейших процессов, направленных на переустрой­ство многих сторон нашей такой суровой действительности.

В этом нам помогут произведения, возвратившиеся к нам через несколь­ко десятилетий, произведения честные, талантливые, осветившие светом правды многие страницы нашей истории, без осмысления которой нам нико­гда не установить так необходимую для нашей деятельности связь поколе­ний. Ведь прошлое не умирает и не подлежит забвению!

К нам вернулись книги А. Бека, М. Булгакова, С. Антонова, А. Плато­нова, Б. Можаева, В. Дудинцева, О. Воинова, А. Ахматовой — истинных литераторов, не искавших идей, а дышащих этими идеями, как воздухом, переживших их вместе с обществом, ибо они осознавали себя причастны­ми к судьбе народа. Многие из них знавали черные дни в своей жизни, дни бедствий и напастей, гнет глухой клеветы.

Репрессии 1937-1938 гг. жестоко отозвались в их судьбах, но стоический оптимизм и вера в высокую миссию писателя, поэта не покидали этих муже­ственных художников, помогающих нам осмыслить прошлое и извлечь из него уроки во имя будущего. Книги этих писателей звучат как Реквием по невосполнимым утратам.

Повсеместный интерес вызвал роман Анатолия Рыбакова «Дети Ар­бата». Этот интерес объясняется благородным стремлением писателя вскрыть (впервые столь подробно в нашей литературе) психологию Сталина в ка­честве государственного деятеля. Деятеля, у которого, по А. Н. Рыбакову, не­разделимо слились представления о благе народном и благе собственном, причем под собственным благом подразумевалась безграничная власть, устраняющая без всякой пощады со своего пути всех не согласных с ним, «избранным самою судьбой». Для достижения высокой цели хороши лю­бые средства — этот постулат итальянского политика эпохи Возрождения Макиавелли применительно к «Детям Арбата» полностью объясняет пути и способы возвышения и утверждения Сталина.

«Дети Арбата» — это и эпическое повествование об исторических судь­бах первого поколения советских людей, чья молодость и возмужание при­шлись на 30-40-е гг. Произведение, где впрямую столкнулись реальные исто­рические деятели и вымышленные герои (Сталин, Орджоникидзе, Киров — Будягин, Рязанов, Березин), где рядом с жизнью и работой крупных госу­дарственных деятелей идет, пересекаясь с ней, жизнь рядовых людей эпохи, прежде всего — детей Арбата, старинной московской улицы, становящей­ся как раз в те годы волею Сталина режимной.

Здесь проходит путь от Кремля на ближнюю дачу Сталина.

Автор ставит перед собой задачу, к решению которой приглашает и читателя: разобраться в истоках и следствиях трагедии 30-х гг. Он повест­вует о распадении связей между поколениями и внутри поколений (это одна из самых тяжелых драм эпохи), но и утверждает эстафету поколений.

Истинная революция, по словам Будягина, видимо, наиболее близкого автору героя романа из поколения отцов молодежи 30-х гг., «велика не тем, что разрушает, а тем, кого создает». Эта генеральная мысль романа во­площена в судьбе Саши Панкратова, который всем своим поведением про­тивостоит насаждаемой Сталиным, а вслед за ним большими и малыми исполнителями его воли системы страха и расчета, подавления самостоя­тельности не только в делах, но и в помыслах,

В романе есть такой эпизод, когда Сталин говорит Кирову: «Честность, искренность, любовь — это не политические категории. В политике есть только одно: политический расчет». Но именно отвергаемые Сталиным кате­гории определяют самое существо Сашиной натуры и помогают ему одер­жать моральную победу: в тюрьме и на каторге вызревает характер Саши, он мужает, становится бесстрашным, рушится слепая безоговорочная вера в мудрость политики вождя. «Найти свою дорогу, узнать свое место — в этом всё для человека, это для него значит сделаться собой…» (В. Г. Белин­ский). Панкратов находит свою дорогу, узнает и понимает свое место в жизни — становится самим собой. А «в этом всё для человека».

Роман «Дети Арбата» оказался первопроходцем в освоении необычайно сложной и трудной области исторических знаний. Он передает нам не только эстафету памяти, эстафету поколений, но и эстафету поисков истины. На­ступает время для тех, кто пойдет вслед. И нужно отдать должное граждан­скому мужеству А. Н. Рыбакова, решившего рассказать «о времени и о себе».

И этот суровый роман, и целый рад других правдивых книг, посвящен­ных художественному освоению сложных и драматических сторон нашего недавнего прошлого, позволяет в очень широком историческом плане по­нять, почему приняли предложенную им диктаторскую форму миллионы и миллионы людей, преданных идеям революции: да они и не знали, не пред­ставляли себе, что могут быть иные формы правления, иные принципы взаимоотношений между властью и народом.

Рецензия

Данное выше сочинение свидетельствует об умении грамотно анализи­ровать художественное произведение, логично рассуждать и последовательно излагать свои мысли. Автор сочинения имеет свою точку зрения на про­блему, поставленную А. Н. Рыбаковым в романе-бестселлере 90-х гг. XX в., осветившем многие страницы истории нашего многострадального Отечества и исторические судьбы первого поколения советских людей.

Сочинение написано в жанре литературно-критической статьи.

Сохрани к себе на стену!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.