«Мертвые души» — поэма о «всей Руси»

«Мертвые души» — поэма о «всей Руси».

Работая над произведением, сюжет которого подсказал Пушкин, Гоголь определил объем его: «Вся Русь явится в ней». Писатель назвал свое произведение поэмой не случайно. Во-первых, образцом воплощения задуманного сюжета по­служила поэма «Божественная комедия» Данте. Это опреде­лило трехчастную композицию поэмы. Как Данте показал все круги, которые проходит поэт с тенью Вергилия, так и Го­голь задумал показать круги, уготованные России. Три тома «Мертвых душ» должны были соответствовать трем частям «Божественной комедии». Первый том отражал бы ад совре­менной российской действительности, во втором были бы введены положительные образы и герой проходил бы через чистилище, третий предполагал достижение гармонии чело­века и общества — рай.

Во-вторых, Гоголь создает собирательный образ Родины. Это и есть главный герой «Мертвых душ». С образом России связано «высокое лирическое движение». Как в эпических поэмах Гоме­ра, в «Мертвых душах» рисуется широкая картина русской дей­ствительности.

В «Мертвых душах» большое место занимают лирические от­ступления и вставные эпизоды, что характерно для жанра по­эмы. Душу русского народа Гоголь выразил в образе быстро не­сущейся вперед Руси-тройки.

Все части поэмы объединены мотивом путешествия Чичико­ва в поисках «мертвых душ». Само название поэмы, имея реаль­ную основу (мертвыми душами называли крестьян, которые по официальным документам числились живыми, но в период ме­жду переписью умерли), носит метафорический характер. «Мерт­вые души» — это чиновники, помещики, составляющие без­душный мир крепостнической России. Одного за другим рисует писатель помещиков, используя один и тот же принцип построе­ния каждой «портретной» главы. Сначала Чичиков видит усадь­бу, состояние хозяйства, господский дом и его интерьер, потом следует портрет и характеристика помещика и, наконец, его реакция на предложение Чичикова купить «мертвые души». Га­лерея помещиков построена по принципу разоблачающей гра­дации — нарастания расчеловечивающих, омертвляющих душу признаков. «Один за другим следуют у меня герои, один пошлее другого»: Манилов, Коробочка, Ноздрев, Собакевич, Плюш­кин. Все эти персонажи не развиваются, а предстают как ре­зультат — ведь это «мертвые души», а развиваться может только живое.

В изображении помещиков Гоголь сочетает общее, типичное и индивидуальное, причем акцент делается на типических чер­тах персонажей. Писатель подчеркивает, что Манилов принад­лежит к «роду людей», каких «много по земле»; Ноздрев «везде между нами и, может быть, только ходит в другом кафтане»; «сестру Коробочки можно встретить и в аристократическом до­ме, а иной и почтенный, и государственный даже человек, а на деле выходит совершенная Коробочка».

Гоголь, рисуя портреты и характеры своих героев, в каждом особо подчеркивает какую-то черту внешнего облика и поведе­ния, которая раскрывает внутреннее содержание. Черты лица Манилова «были не лишены приятности, но в эту приятность, казалось, чересчур было передано сахару». Ко­робочка — чистенькая, аккуратная, и все у нее в ящичках, шка­тулочках да коробочках. Собакевич похож на «средней величи­ны медведя», и каждый предмет е его доме напоминает хозяина. Плюшкин уже настолько расчеловечен, что потерял даже при­знаки пола: Чичиков долго не мог понять, кто перед ним — «баба или мужик». Плюшкин — высшая степень деградации, «про­реха на человечестве».

Рисуя галерею образов помещиков, Гоголь показал их духов­ную пустоту, пошлость, оскудение. Заключив в индивидуаль­ные характеры типичные признаки вырождающегося поместно­го дворянства, писатель создал типы, в которых отразились и общечеловеческие пороки. Образы приобрели нарицательный смысл. Манилов — воплощение праздного мечтателя, прожекте­ра, не способного ни на какую деятельность; Ноздрев — лгуна и хвастуна; Плюшкин — скряги.

К галерее помещиков примыкают и губернские чиновники — тоже «мертвые души», а тема крепостничества смыкается с те­мой бюрократии и чиновничьего произвола.

Губернских чиновников Гоголь изображает сатирически. В начале поэмы писатель рассуждает о тонких и толстых чиновни­ках и показывает, что чиновник — это тот же помещик-крепост­ник: «Наконец толстый, послуживши богу и государю… остав­ляет службу… и делается помещиком, славным русским бари­ном…» Неудивительно, что суть чиновников та же, что и поме­щиков, — накопительство, взяточничество, обогащение любой ценой.

Чиновники вместо государственных интересов блюдут личные. Они грабят и государство, и просителей и единодушны в стрем­лении пожить за счет «нежно любимого ими Отечества». Без взят­ки к чиновнику уже не подойдешь. Председатель палаты преду­преждает Чичикова: «… чиновным вы никому не давайте ниче­го… Приятели мои не должны платить».

Губернское чиновничество — это люди «более или менее про­свещенные: кто читал Карамзина, кто «Московские ведомости», Кто даже и совсем ничего не читал». Им чуждо понятие долга и чести. В их обществе процветает «подлость, совершенно беско­рыстная, чистая подлость».

Чиновники ведут праздную жизнь, злоупотребляют своей властью. Во время сделки с Собакевичем потребовались сви­детели. «Пошлите теперь же к прокурору, — говорит Собаке­вич. — Он человек праздный и, верно, сидит дома: за него все делает стряпчий Золотуха, первейший хапуга в мире. Инспек­тор врачебной управы, он также человек праздный и, верно, дома, если не поехал куда-нибудь играть в карты». Губернатор вышивание кошельков бисером ценит гораздо выше службы.

Гоголь зло и едко рисует портрет правителя канцелярии. Сре­ди своих подчиненных он — «Прометей, решительный Проме­тей!.. а чуть немного повыше его, с Прометеем сделается такое превращение, какого и Овидий не выдумает: муха, меньше даже мухи, уничтожился в песчинку!»

Писатель создает групповой портрет чиновничества, не де­лая между ними различия. Произвол творят не только чиновни­ки, но и само правительство. В «Повести о капитане Копейкине» Гоголь завершает характеристику чиновничества образом без­душного сановника, который не только не помог инвалиду Оте­чественной войны 1812 г., но и выгнал его из города. Губерн­ское чиновничество точно охарактеризовано Собакевичем:

«Это все мошенники… мошенник на мошеннике сидит и мо­шенником погоняет».

Представителем чиновничества является и Чичиков. Это «ры­царь копейки», с детства учившийся «делать приращения» к своему капиталу. Став чиновником, он стремится любыми средствами достичь богатства. Жажда наживы, неразборчивость в выборе средств, моральная нечистоплотность — качества, характеризую­щие Чичикова и отражающие типичные черты чиновничества в целом.

Чичиков — аферист, натура необыкновенно деятельная. Он смело вторгается в жизнь, ищет любые способы обогащения. Он делец и хищник, плут и приспособленец. Во имя достижения цели Чичиков способен на любое мошенничество.

Но Гоголь подчеркивает, что внешне это весьма благопри­стойный человек. Он хороший психолог, умеет угадать слабые струны в человеке и сыграть на них.

Он, как хамелеон, постоянно меняет свой облик и поведение, приспосабливаясь к тому, с кем разговаривает. Недаром и внеш­ний облик его какой-то неопределенный, текучий. «В бричке сидел господин, не красавец, но и не дурной наружности, ни слишком толст, ни слишком тонок; нельзя сказать, чтобы стар, однако же и не так, чтобы слишком молод».

Гоголь подчеркивает, что в Чичикове нет ничего необыкновенного. Он — закономерное порождение общества, в котором практическая сметка и целенаправленная энергия — замечатель­ные качества человека — получают искаженную, ложную на­правленность, и человек превращается в подлеца.

По словам самого Гоголя, он дерзнул отобразить современ­ные ему «раздробленные, повседневные характеры», очертил «в такой силе пошлость пошлого человека, чтобы вся та ме­лочь, которая ускользает от глаз, мелькнула бы крупно в глаза всем».

Дополнительная литература

Боголепов П.К. Изучение комедии Гоголя «Ревизор». М., 1958.

Войтоловская Э. Комедия Гоголя «Ревизор». Комментарий. Л., 1971.

Казарин В.П. Повесть Гоголя «Тарас Бульба». Киев, 1986.

Манн Ю.В. Поэтика Гоголя. М., 1988.

Николаев Д.П. Сатира Гоголя. М., 1984.

Смирнова-Чикина Е.С. Поэма Гоголя «Мертвые души». Литературный ком­ментарий. Л., 1974.

Турбин В.Н. Герои Гоголя. М., 1983.

Сохрани к себе на стену!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.