РАБОТА НАД ОШИБКАМИ ВРЕМЕНИ. ЮРИЙ ПОЛЯКОВ БИОГРАФИЯ

РАБОТА НАД ОШИБКАМИ ВРЕМЕНИ. ЮРИЙ ПОЛЯКОВ

В фокусе творчества современного писателя — внутрен­ние противоречия и внешние деформации русской жизни, психология человека и общества, изменившаяся в резуль­тате произошедшего в постсоветское время пересмотра приоритетов. Но истинные ценности — величина посто­янная, и Поляков явственно дает понять: если в иные периоды своего существования устойчивая социальная модель расшатывается, то это не означает, что новые идеалы на сей раз окажутся действительно идеальными.

Принципиально сосредоточенный на событиях совре­менности (преемственность классической традиции рус­ской прозы XIX века!), Юрий Поляков отражает богатый жизненный материал дня сегодняшнего. К счастью для хорошего писателя и к сожалению для чувствительного к деструкции человека, изменчивая реальность рубежа XX-XXI веков с завидным постоянством подбрасывает не­ординарные и острые сюжеты: это и метания интеллиген­ции на фоне мировоззренческой перестроечной встряски, и растерянная борьба еще вчера уверенных в светлом буду­щем за выживание на пепелище разрушенной «империи», и попытки личности найти компромисс с новейшей си­стемой ценностных ориентаций, не потеряв на этом пути самоуважения и веры в людей.

Примечательно, что, написав свои первые «хиты» (име­ются в виду, конечно, «ЧП районного масштаба» и «Сто дней до приказа») именно на волне перестроечного воль­нодумства, Юрий Поляков и после ни разу не изменил вневременным идеалам свободомыслия, писательского и человеческого, не став ни рабом новой действительности, ни ее певцом. И хотя самые ушлые представители его по­коления, которые «нагнулись и подняли» (или «всех нагну­ли», как восклицает герой романа «Замыслил я побег…») валяющиеся под ногами разбазаренные блага большой разваленной страны, выдали свою модель социального по­ведения за высокий образец, Поляков очень верно и точно оценивает сиюминутность и призрачную основательность подобной морали. В «Гипсовом трубаче» есть совершенно гениальное по силе наблюдения и обобщения рассуждение автора, квинтэссенция которого буквально в следующем: на каждое поколение новых хозяев жизни всегда найдет­ся (подрастет) новое поколение тех, кто захочет наказать первых. Ощущение безмерной и разнузданной свободы, которую, казалось бы, обеспечивают деньги и власть, всего лишь временная иллюзия, тем более что «время — самый медленный и самый разрушительный ураган». Стиль По­лякова — в меру ироничный, афористичный, изящный — придает повествованию о сложных мировоззренческих проблемах простоту и ясность, а главные принципы — объ­ективность и любовь к истине — указывают на органичное восприятие мощной традиции реалистического письма.

Тонко чувствующий остроту борьбы за человека между добром и злом, происходящую сегодня и всегда, писатель со вниманием заинтересованного в своих подопечных и честного учителя (сегодня такие — большая редкость!) стремится исправить ошибки, неизбежно допускаемые со­временниками, которые легкомысленно не желают учиты­вать нравственный и практический опыт истории.

И Поляков из рассказа в рассказ, из романа в роман моделирует узнаваемые ситуации, приводит характерные примеры, повторяет неизбитые истины. Он точно знает: если исправлять ошибки по горячим следам, то материал обязательно будет усвоен.

Сохрани к себе на стену!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.