«Слово о полку Игореве» — призыв к единению Русской земли

«Слово о полку Игореве» — призыв к единению Русской земли

1. История «Слова…». Список «Слова о полку Игореве» был найден в конце XVIII в. А. И. Мусиным-Пушкиным. Текст не делился на слова и отдельные предложения, что представляло большую сложность для перевода, некоторые места литератур­ного памятника оказались непонятными. Одна из копий, сня­тых со «Слова…», была сделана специально для Екатерины II, и именно она сохранилась после пожара 1812 г.

2. Историческая основа «Слова о полку Игореве». В основе «Слова…» лежат события 1185 г., когда состоялся поход кня­зя Игоря Святославовича Новгород-Северского на полов­цев, окончившийся неудачей. Сохранилось два летописных повествования о походе Игоря 1185 г. в Ипатьевской (более подробно) и Лаврентьевской (относительно кратко) лето­писях.

3. Своеобразие жанра «Слова о полку Игореве». «Слово…» объединяет в себе несколько жанров древнерусской литера­туры: воинская историческая повесть, героическая повесть, ораторское произведение (многочисленные обращения к читателям), «песнь» (так определяется жанр в самом произ­ведении). Отмечая жанровое своеобразие древнерусского произведения, Д. С. Лихачев писал: «В «Слове о полку Игреве» … мы имеем еще не сложившийся окончательно, новый для русской литературы жанр — жанр нарождающийся, близкий к ораторским произведениям, с одной стороны, к «плачам» и «славам» народной поэзии — с другой».

4.  Особенности композиции «Слова» и центральные персона­жи. Специфика структурного построения и система персона­жей реализуют основную идею автора — выразить призыв к единению Русской земли. «Слово…» состоит из 3 частей:

1)  зачин, или лирическое вступление.

2)  основная часть включает 3 части: а) сборы Игоря, выступление в поход, две битвы (первая завершилась побе­дой, но вторая закончилась поражением русского войска);

б) Киевские события: сон Святослава, совет с боярами, «зо­лотое слово» Святослава; в) плач Ярославны, побег и возвра­щение князя.

3)  заключение.

Основной мотив похода князя — честолюбие, а не стрем­ление защитить общие интересы русских князей. Игорь один желает «копье преломить на границе поля Половецко­го… либо голову сложить. Либо шлемом испить из Дона». Силы природы предупреждают Игоря о плачевном исходе битвы, но жажда победы затуманивает разум князя. Беспеч­ность русичей после победы в первом сражении беспокоит автора. В картине второй битвы, закончившейся поражени­ем Игоря, вводится образ земли Русской.

В «золотом слове» Святослава выражается авторская по­зиция и основная идея произведения. «Золотое слово» Свя­тослава, по жанру являющееся «поучением», — это скорбь о судьбе земли Русской и призыв к единению, обращенный ко всем сильным князьям. Особую художественную экспрес­сию придает «золотому слову» несколько видоизменяющий­ся рефрен: «Вступите же, господа, в золотые стремена за Обиду сего времени, за землю Русскую, за раны Игоревы, буйного Святославича!» (дословный перевод Д. С. Лихаче­ва). Образ Святослава демонстрирует государственную муд­рость и истинное благородство правителя. Сам художествен­ный строй «Слова…» становится вызовом княжеским меж­доусобицам.

Обобщенное звучание получает плач жены князя. Ярос­лавна плачет не только о своем муже, но и всех русичах. В нем звучит заклинание сил природы и надежда на счастли­вое спасение.

Заключительная часть «Слова…» исполнена веры в побе­ду, в силу русских воинов — звучит здравица князьям и дру­жине, защищающим родину.

Сохрани к себе на стену!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.