Сочинение на тему: ДРАМА СОФЬИ И ЕЕ ПРИЧИНЫ (по комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»)

ДРАМА СОФЬИ И ЕЕ ПРИЧИНЫ (по комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»)

Софья Павловна — дочь Павла Афанасьевича Фамусова, на момент нашего с ней знакомства — девица семнадцати лет. Она рано лишилась ма­тери и воспитывалась старушкой мадам Розье, которая, по словам Фамусова, «умна была, нрав тихий, редких правил». Ученье Софьи было до­верено приходящим учителям, с одинаковым ус­пехом обучавшим «и танцам, и пенью, и нежнос­тям, и вздохам».

Как и другие девушки ее круга, Софья воспи­тала свой вкус и черпала большинство представ­лений об окружающем из сентиментальных ро­манов.

Софья росла вместе с Чацким, и это породило их детскую дружбу, которая (прежде всего со сто­роны Чацкого) незаметно переросла в любовь. Чацкий считает Софью своей единомышленни­цей и привык верить тому, что она разделяет его взгляды. Его чувство по-настоящему искреннее и горячее. Возвратившись в Москву, он спешит встретиться с любимой девушкой и при первом же свидании объясняется ей в любви. Но…

Но Софья сильно изменилась. Она холодна с Чацким. Ее смущают его «вопросы быстрые и любопытный взгляд», воспоминания юности она считает ребячеством. То, что раньше притягива­ло и забавляло, теперь уже не находит отклика в ее душе. В Чацком Софья видит человека, кото­рый любого «унизить рад, кольнуть», «завистлив, горд и зол», который «свет ругает наповал» с од­ной лишь целью, «чтоб свет об нем хоть что-нибудь сказал…». «Веселость ваша не скромна, … вы желчь на всех излить готовы…» — обвиняет она Чацкого. Не удивительно, что, обладая такими качествами, он становится для Софьи причиной «ужасного расстройства».

Характер Софьи сложный и противоречивый, но в чем-то главном под стать характеру самого Чацкого. В свои семнадцать лет она не только «расцвела прелестно», но и проявляет завидную независимость, немыслимую для таких людей, как Молчалин или даже ее отец. Она не привык­ла скрывать свои чувства. «Да что мне до кого? до них? до всей вселенны? Смешно — пусть шу­тят их; досадно? — пусть бранят», — говорит она. Молчалин упрекает Софью в излишней откровен­ности, но она горда, не выносит притворства, она считает невозможным «любезничать сквозь сле­зы».

Софья получила хорошее образование, к тому же от природы наделена сильным характером и живым умом, способностью глубоко переживать и искренне любить, но все перечисленные поло­жительные черты ее характера не могли долж­ным образом развиться в фамусовском обществе. Представления о людях Софья черпала из сенти­ментальной французской литературы, которая и воспитала в ней мечтательность и чувствитель­ность. И на Молчалина она обратила внимание только потому, что он некоторыми своими чер­тами напоминал ей любимых героев.

Наилучшим образом понять противоречивый характер Софьи помогает ее сон: он как бы содер­жит формулу души девушки и своеобразную про­грамму действий. Он же дает нам представление и об идеале молодого человека, подходящего на роль избранника ее сердца, который должен быть «…и вкрадчив и умен, но робок…», поскольку «в бедности рожден». Молчалин именно таков. Он беден и безроден, «за других себя забыть готов, враг дерзости», всегда застенчив и несмел, из «глубины души» вздыхает, «ни слова вольно­го…».

«Зачем Же вы его так коротко узнали?» — спрашивает Чацкий. И Софья искренне отвеча­ет:

Я не старалась, Бог нас свел.

Смотрите, дружбу всех он в доме приобрел…

К тому же он «уступчив, скромен, тих», «в лице ни тени беспокойства», «и на душе проступ­ков никаких», — перечисляет она «чудеснейшие свойства» своего избранника. — «Вот я за что его люблю».

Конечно, Софья способна оценить избранни­ка здраво и критически, прекрасно видит, что «нет в нем этого ума, что гений для иных, а для иных чума…». Но «этакий ли ум семейство осча­стливит?» — рассуждает она дальше. Да, Чацкий умен, образован, способен на пылкое искреннее чувство, имеет свое собственное мнение по любо­му поводу и не стесняется его высказывать. Но что это может стоить в мире Фамусовых и Молчалиных? Какую пользу может принести Софье такой возлюбленный?

Софья, при всех своих хороших душевных за­датках, все же целиком принадлежит к фамусовскому миру, и она не может полюбить Чацкого, который всем складом души ему противостоит. А вот Молчалин, любящий Софью «по должнос­ти», играет роль любовника «в угодность дочери такого человека», «который кормит и поит, а иногда и чином подарит», в этом мире принят как свой.

Софья же испытывает настоящее чувство, ко­торое она не желает скрывать и которое считает самым высоким и значительным в жизни. Чув­ства Софьи — это чувства влюбленности, прекло­нения, даже подчинения, а не только лишь стрем­ление покровительствовать любимому человеку, «бедному, скромному, не смеющему на нее глаз поднять». Она готова возражать на любые, самые страстные и благоразумные доводы Лизы, но ни секунды не сопротивляется сдержанным словам Молчалина, проявляя готовность следовать его указаниям:

Хотите вы?.. Пойду любезничать сквозь слезы;

Боюсь, что выдержать притворства не сумею…

Софья еще так молода, так неопытна, но «за­датки недюжинной натуры» загублены «в духо­те, куда не проникает ни один луч света, ни одна струя свежего воздуха». Воспитание и среда уже наложили отпечаток на ее взгляды и поступки. Очень хорошо сказал о ней в статье «Мильон тер­заний» писатель И. А. Гончаров: «Это смесь хо­роших инстинктов с ложью, живого ума с отсут­ствием всякого намека на идеи и убеждения, — путаница понятий, умственная слепота… все это не имеет в ней характера личных пороков, а яв­ляется как общие черты ее круга». В этот круг замечательным образом вписывается Молчалин, и потому, как ни горько это сознавать, именно Молчалина, это «жалчайшее созданье», Софья предпочла Чацкому.

А. С. Грибоедов писал одному из своих друзей, П. А. Катенину, о Софье: «…девушка сама неглу­пая, предпочитает дурака умному человеку». Почему? Спор об этом не прекращается вот уже много десятилетий и до сих пор не решен оконча­тельно. Возможно, такая недоговоренность, не­ясность и противоречивость образа Софьи при­ближает ее к нам, к нашему времени, заставляя еще раз задуматься над тайнами человеческой души, поразмышлять над тем, что человек не все­гда свободен в своих поступках и чувствах?

«Горе от ума» — эти слова в бессмертной ко­медии А. С. Грибоедова принято относить к глав­ному герою, Чацкому, но они и о Софье. Она, вос­питанная в фамусовской среде, в критический момент оказывается, к сожалению, такой же, как и остальные: ее не хватает на то, чтобы не опус­титься до распространения гнусной клеветы, бо­лее того — пусть невольно, она оказывается ее автором. Это недостойно ее, потому что Софья умнее, честнее, ярче всех тех, кто окружает ее. Она начитанна, интересно мыслит, искренне лю­бит, и вообще умом и характером под стать Чац­кому, но никак не Молчалину. Любовь к друго­му помешала Софье понять Чацкого, независимо от ее отношения порадоваться встрече с другом детства и остановиться перед возможностью оск­вернить дружбу. Но, когда девушка узнает истин­ное лицо Молчалина, она ведет себя достойно и вызывает уважение. Она оказывается выше, луч­ше всех тех, кто находится рядом, лучше их свой­ствами души, тонкостью ума, благородством на­туры, а это опасно в ее среде, и ее дальнейшая жизнь, по-видимому, окажется нелегкой. Все это видел и чувствовал И. А. Гончаров, который в статье «Мильон терзаний» написал о Софье: «…в ней есть сильные задатки недюжинной натуры, живого ума, страстности и женской мягкости. Она загублена в духоте, куда не проникал ни один луч света, ни одна струя свежего воздуха. Неда­ром любил ее Чацкий. После него она одна из всей толпы напрашивается на какое-то грустное чув­ство, и в душе читателя против нее нет того безу­частного смеха, с каким он расстается с прочи­танными лицами».

Сохрани к себе на стену!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.