Сочинение на тему: ИДЕАЛЫ СПРАВЕДЛИВОСТИ И ГУМАННОСТИ В РОМАНЕ М. ДЕ СЕРВАНТЕСА «ХИТРОУМНЫЙ ИДАЛЬГО ДОН КИХОТ ЛАМАНЧСКИЙ»

ИДЕАЛЫ СПРАВЕДЛИВОСТИ И ГУМАННОСТИ В РОМАНЕ М. ДЕ СЕРВАНТЕСА «ХИТРОУМНЫЙ ИДАЛЬГО ДОН КИХОТ ЛАМАНЧСКИЙ»

Как отмечают исследователи творчества М. де Сервантеса, в романе «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский» воплотились дерзновенные идеи, неслыханные надежды и разочарования великой эпохи Возрождения. В первую очередь, новая культура выдвинула иное понимание чело­веческой сущности. Человек, в соответствии с идеями Возрождения, существо разумное, а его потребности, как чувственные, так и духовные, достойны удовлетворения. Идеология Возрожде­ния основывалась на вере в человека, в его силы и способности, в неисчерпаемые его возможнос­ти, в его деятельную, творческую энергию. Са­мую суть Возрождения составляло утверждение духовной свободы человека. В образе Дон Кихо­та, несмотря на его рыцарские одежды и предрас­судки, мы можем обнаружить печать этих идей.

Во-первых, Дон Кихот сам совершает выбор своего жизненного пути. Ему уже пятьдесят, он ведет ничем не примечательную жизнь идальго. Единственная радость в этом каждодневном быте — чтение рыцарских романов: он «отдавался чте­нию рыцарских романов с таким жаром и увле­чением, что почти совсем забросил не только охо­ту, но даже свое хозяйство». Чтение романов при­водит его к мысли «как для собственной славы, так и для пользы отечества сделаться странству­ющим рыцарем». Определив себя в странствую­щие рыцари, Дон Кихот определяет себе и цель. Она заключается в том, чтобы защищать тех, «кого Господь и природа создали свободными». И для себя герой определяет главную жизненную ценность: «свобода есть одна из самых драгоцен­ных щедрот, которые небо изливает на людей», и ради свободы «можно и должно рисковать жиз­нью». Так, ради освобождения похищенной вол­шебниками принцессы и расстройства злого умысла он напал на монахов-бенедиктинцев: «Бесноватые чудища, сей же час освободите бла­городных принцесс, которых вы насильно увози­те в карете!» Ничто не останавливает бесстраш­ного рыцаря: ни увещевания монахов, ни отпор слуг, сопровождающих карету. И только обеща­ние рассказать о славном подвиге несравненной Дульсинее Тобосской уберегло путешественников от неминуемой кары рыцаря.

Безрассудной выглядит и сцена готовящего­ся поединка с огромным свирепым львом, кото­рого в клетке везли в подарок королю от герцога Оранского. Но что побуждает героя совершить это безумие? Встреченный Дон Кихотом дон Дьего не верит в существование странствующих рыцарей. Дон Кихота сердит желание дона Дьего склонить его к своей жизненной философии. На глазах у потрясенного дона Дьего Дон Кихот вызывает на поединок оранского льва. На повозке стоят две клетки: в одной — лев, в другой львица. Сторож утверждает, что из всех виденных им львов — это самые крупные и самые свирепые звери. К тому же львы голодны. Дон Кихот готов воспринять встречу со львами как проявление новых проис­ков враждебных ему волшебников. Он шепчет сам себе: «Львят — против меня? Теперь против меня — львят? »

Ему, конечно, страшно, но, разгораясь гневом и обидой, он решается на поединок. Дон Дьего пытается его образумить тем, что «странствую­щим рыцарям подобает искать только таких приключений, которые подают надежду на благопо­лучный исход… ибо смелость, граничащая с без­рассудством, заключает в себе более безумия, не­жели стойкости». Дон Кихот тотчас же отсылает дона Дьего к его куропаткам и хорькам, в которых видит символ всей его философии благоразумия. Сам же, спешившись, ждет у раскрытой клетки, но лев не считает нужным броситься на него. Ле­ниво высунувшись из клетки, облизнувшись и по­глядев вокруг, лев вернулся на место. Просьбу Дон Кихота раздразнить льва сторож не выполняет, со­славшись на то, что важен не сам поединок, а му­жество человека, готового к нему. Дон Кихоту важнее всего преодолеть в себе самом малейшее противодействие, малейший намек на страх. «Храбрость — это такая же добродетель, которая находится между двумя порочными крайностя­ми, каковы суть трусость и безрассудство… Легче безрассудному превратиться в истинного храбре­ца, нежели трусу возвыситься до истинной храб­рости ». Действительно, Дон Кихот ведет себя без­рассудно, но для него безрассудство — единствен­ная возможность совершать геройские поступки и таким образом служить людям.

Вызывает восхищение и стремление Дон Ки­хота быть справедливым. Так, встретив на лес­ной поляне здоровенного мужика, избивающего щуплого мальчика-пастуха, Дон Кихот исполнен намерением восстановить справедливость. Он приказывает мужику тотчас же отпустить маль­чика и вернуть ему полагающееся жалованье. По­верив в обещания крестьянина, Дон Кихот уез­жает. Он совершил акт справедливости. Однако этот эпизод говорит о том, что справедливость не может торжествовать на свете, пока существуют люди, для которых слово чести — пустой звук. Мужик посмеялся над сумасшествием Дон Кихо­та, а после его отъезда до полусмерти избил свое­го пастуха.

И если в начале романа герой исполнен сил для борьбы с несправедливостью, то в конце актив­ность его спадает. Например, попав в Барселоне на галеру и увидев истязание гребцов боцманом, Дон Кихот не заступается за галерников. Прохо­дя через испытания, рожденные его же фантази­ей, Дон Кихот постепенно разочаровывается и, в конце концов, отрекается от былых заблужде­ний. Разных людей повидал он — от галерников до вице-короля Барселоны. И повсюду сталкива­ется с ложью, несправедливостью, тупостью, кос­ностью. Дон Кихота поражает даже не столько то, что люди не борются со злом, сколько то, что они не испытывают потребности в уничтожении зла, свыклись с ним. Люди потешаются над сума­сбродным странствующим рыцарем, но в его по­ступках, как в кривом зеркале, отражаются все пороки окружающего мира: зло, скупость, стя­жательство, агрессия и т. д. В поведении Дон Кихота много несообразностей, в то же время по­ведение его противников кажется логичным, здравым, вполне разумным. Однако если судить по большому нравственному счету, то именно поведению противников Дон Кихота нет оправ­дания, в то время как по этому же большому сче­ту Дон Кихота мы оправдываем.

Те, кто служат в романе ревнителями здраво­го смысла, ставят героя в наиболее унизительные положения, унижая его достоинство и ограничи­вая его духовную свободу. Священник и цирюль­ник грабят его библиотеку, а затем сажают в клет­ку Дон Кихота. Герцог с герцогиней делают Дон Кихота участником унизительного маскарада. В маскарадном же костюме, играя в рыцаря, Сам­сон Карраско одерживает над Дон Кихотом реша­ющую победу. Именно поэтому главный герой, несмотря на его эксцентричные поступки, вос­принимается нами как поборник справедливос­ти и гуманизма.

Сохрани к себе на стену!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.