Сочинение на тему: Лирическое и эпическое в поэме «Анна Снегина»

Лирическое и эпическое в поэме «Анна Снегина»

В поэме, написанной в 1925 г., подводится своеобразный итог пути поэта и страны. Две линии — лирическая и эпическая — пере­плетаются, образуя сложную картину жизни. Лирическое в поэме связано с историей юношеской любви лирического героя к «девуш­ке в белой накидке» — дочери помещика Анне Снегиной. Нежные, мягкие, пронизанные легкой горечью строки повествуют о чувст­ве юноши и полученном им отказе. Лирическая тональность про­является не только в истории любви. Ею пронизаны даже сцены социального плана. После революции Анна Снегина оказывается в изгнании, в эмиграции. Она чувствует тоску по родине, которая сливается с тоской по умершей любви.

Эпический план поэмы образуют события дореволюционные — Первая мировая война, Февральская революция, классовая борьба в деревне. Эти события характеризуются Есениным как законо­мерные в истории страны. Поэт приезжает в деревню в проме­жуток между Февральской и Октябрьской революциями. Но в его воспоминаниях встает война, которую он считает ненужной, истребляющей людей за чьи-то толстые кошельки. Есенин дает однозначную оценку войне:

Война мне всю душу изъела.

За чей-то чужой интерес Стрелял я в мне близкое тело И грудью на брата лез.

Герой ощущает прежде всего античеловеческую сущность войны, в которой люди — просто игрушки политиков. Ничего не изменилось и после Февральской революции. Поэт возмущается псевдопатриотами, призывавшими к войне «до конца», «до по­беды», но отсиживавшимися в тылу.

Есенин реально смотрит на революцию, он не идеализирует крестьян, не подгоняет их под схематичный образ «революци­онного народа». Раздоры и столкновения между радовцами и криушанами вызваны завистью бедных к более удачливым, за­житочным мужикам. Желание получить земли помещицы Сне- гиной обусловливает их революционную активность. Причем не­обходимо отметить, что Есенин уловил психологический облик революционных «активистов» типа брата Прона Оглоблина. Пья­ница, трус, лентяй, но умеющий говорить и где надо поплакать или ввернуть о Своих былых, часто мифических, заслугах, ста­новится во главе сельсовета. С неприязнью поэт говорит:

Такие всегда на примете.

Живут, не мозоля рук.

И вот он, конечно, в Совете,

Медали запрятал в сундук.

Не намного, если подходить объективно, лучше и сам Прон Оглоблин, которого поэт характеризует словами старой мель­ничихи:

Булдыжник, драчун, грубиян.

Он вечно на всех озлоблен,

С утра по неделям пьян.

Криушане с Оглоблиными и есть силы революции в деревне.

О  том, что происходило после революции, поэт узнает из пись­ма мельника. Здесь достаточно красноречивы слова: «мы живем не в раю». В эпическое повествование постоянно вплетается ли­рическая нота, в социальную жизнь — жизнь частная. Все произ­ведение — это лироэпическая поэма о человеке, Родине, револю­ции.

Дополнительная литература.

Базанов В.Г. Есенин и крестьянская Россия. Л., 1982.

Белоусов В.Г. Сергей Есенин. Литературная хроника: В 2 ч. М., 1969-1970.

Вельская Л.Л. Песенное слово. Поэтическое мастерство Сергея Есенина. М., 1990.

Марченко А. Поэтический мир Есенина. М., 1989.

Наумов Е.И. Сергей Есенин. Личность. Творчество. Эпоха. М., 1973.

Прокушев Ю.Л. Есенин. Образ, стихи, эпоха. М., 1979.

Юшин П.Ф. Сергей Есенин: Идейно-творческая эволюция. М., 1969.

Сохрани к себе на стену!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.