МОЕ ОТНОШЕНИЕ К ЧАЦКОМУ
Мне всегда нравились неординарные, яркие личности, какими богата и наша история, и наша литература. Лучших героев произведений классической русской литературы всегда отличала яркость человеческой натуры — сила и смелость душевных порывов, наличие собственных взглядов, умение отстаивать их, проницательный ум, способность к глубоким искренним чувствам, а главное, способность в любых жизненных обстоятельствах оставаться самим собой. Всеми этими качествами в полной мере наделен Александр Андреевич Чацкий — главный герой комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума».
Прежде чем появиться на сцене, Чацкий уже характеризуется в диалоге Софьи Фамусовой и ее служанки Лизы. Последняя заявляет, что Чацкий «чувствителен, и весел, и остер». Софья уточняет: «Он славно пересмеять умеет всех…» Лиза вспоминает, что Чацкий, расставаясь с Софьей, обливался слезами, словно предчувствовал, что «года через три» он потеряет свою любовь. Девушке, конечно, неприятно слышать это напоминание, и она одергивает служанку, говоря себе в оправдание:
Да, с Чацким, правда, мы воспитаны, росли;
Привычка вместе быть день каждый неразлучно
Связала детскою нас дружбой…
Но Софья вынуждена признать и достоинства Чацкого:
Остер, умен, красноречив,
В друзьях особенно счастлив.
То, что человека характеризуют как счастливого «в друзьях», многое говорит о его личных качествах, но друзья и единомышленники Чацкого не фигурируют в числе действующих лиц пьесы — представление о них создается из реплик других персонажей. Это двоюродный брат Скалозуба, оставивший службу и удалившийся в деревню, где занялся самообразованием; «химик» и «ботаник» князь Федор, не признающий чинов; профессора Педагогического института в Петербурге, упражняющиеся, по мнению княгини Тугоуховской, «в расколах и безверьи». Сам Чацкий воспринимает себя как частичку некоего братства, воодушевленного великими идеалами:
Теперь пускай из нас один,
Из молодых людей, найдется — враг исканий,
Не требуя ни мест, ни повышенья в чин,
В науки он вперит ум, алчущий познаний;
Или в душе его сам Бог возбудит жар
К искусствам творческим, высоким и прекрасным, —
Они тотчас: разбой! пожар!
И прослывет у них мечтателем! опасным!!!
Биография Чацкого складывается из отдельных упоминаний о нем других персонажей комедии. Лиза, например, говорит, что Чацкий, по слухам, лечился на водах («Не от болезни, чай, от скуки…»). Фамусов считает, что он «рыскал по свету» и «бил баклуши». Тот же Фамусов, рекомендуя Чацкого Скалозубу, аттестует его как сына покойного друга и сожалеет, что Чацкий не служит:
Но захоти — так был бы деловой.
Жаль, очень жаль, он малый с головой,
И славно пишет, переводит.
Правда, про себя Фамусов называет Чацкого «мотом» и «сорванцом». Молчалин упоминает, что первоначально карьера Чацкого складывалась весьма удачно («С министрами… связь, потом разрыв…»). Сам Чацкий по поводу своей карьеры выражается предельно ясно: «Служить бы рад, прислуживаться тошно!» Из разговора Чацкого с Платоном Михайловичем Горичем можно понять, что Чацкий лет пять назад находился в армии, изведал «шум лагерный». И сам он признается, что не так уж давно отрекся «от нежности» к мундиру.
Неожиданно для всех появившийся в доме Фамусова Чацкий радостно возбужден. Он, как и любой человек, возвратившийся домой после долгой отлучки, спешит найти что-то новое для себя и хочет увидеть и узнать черты того, что было дорого его сердцу. И хотя сам Чацкий говорит Фамусову: «Надеждами я мало избалован», все же возвращается он на родину с какими-то определенными мечтами о счастье, о любви… Ему так хочется, чтобы Софья верила ему по-прежнему как человеку, который с нею вырос, как другу, как брату… Но вернувшись туда, где прошли детство и юность, Чацкий видит, хотя сначала старается не верить этому, что стало иным — холодным, безразличным, а порой и враждебным, раздражительным — отношение Софьи, девушки, которую он любил, ради которой он промчался более семисот верст за сорок пять часов (даже по зимнему пути скорость по тем временам значительная). Да, отношение Софьи переменилось, но зато ничуть не изменились взгляды на жизнь, вкусы и привычки других обитателей Фамусовского дома и его гостей, «дряхлеющих над выдумками, вздором». Прежним осталось все то, от чего он несколько лет назад бежал.
Чацкий всем своим существом протестует против праздности, невежества, низкопоклонства перед чинами, против рабского преклонения перед всем иностранным. Этим он сразу же вызывает у меня уважение, как, думаю, и у других читателей.
Кроме того, Чацкий горячо и искренне верит в возможность светлой жизни «бодрого и умного народа». Он не смиряется с существованием крепостного права, оскорбляющего и унижающего его национальную гордость. Поэтому он с таким гневом и возмущением говорит о положении, когда крестьян можно продавать или менять на борзых собак. Понятно, что с такими взглядами Чацкий не может не вступить в конфликт с враждебным ему обществом.
Противостоять окружающей пошлости Чацкому помогает его способность говорить только то, что он действительно думает, умение защитить и подтвердить делом свои слова. Благодаря своему острому уму, Чацкий может удачно подшутить над тем, кто ему не понравился. При этом остроты его направлены против тех, кто составляет «цвет» московского общества. Конечно, за это его не любят окружающие. Но еще больше возмущает их то, что Чацкий смело высказывает свои убеждения: «…тот и славится, чья чаще гнулась шея», «Где, укажите нам, отечества отцы, которых мы должны принять за образцы? Не эти ли, грабительством богаты?»
Беда Чацкого в том, что он смело высказывает свои мысли и отстаивает свои убеждения и взгляды перед людьми с абсолютно противоположным мышлением. Герой Грибоедова горячо любит свою страну, русский народ, отдает дань уважения его уму и нравственным устоям. Именно этим продиктовано такое возмущение пренебрежительным отношением дворян к русской культуре, обычаям, русскому языку. Вспомним, например, с каким сарказмом говорит он о раболепии перед «французиком из Бордо». Ему обидно, что какой-то никчемный иностранец чувствует себя в Москве как в своей провинции. Но зато с какой теплотой звучат его слова: «И дым отечества нам сладок и приятен!» Тут я в очередной раз на стороне героя. Мне также кажется, что патриотические чувства должны стоять выше преклонения перед заграничным. У каждой страны своя культура, свои традиции и обычаи, которые достойны того, чтобы их уважать и следовать им. А слепое подражание всему иностранному выглядит смешно и нелепо.
Трагедия Чацкого, ставшего за время нашего с ним «общения» одним из моих любимых героев, состоит в том, что он несовместим с «веком минувшим». Все его установки, его взгляды устремлены в будущее, он готов к искренности и открытости отношений, он верит, что слова «родина», «Россия», «гражданский долг» — не пустой звук. Но этим он непонятен окружающим. Он хочет быть полезным своему отечеству, а потому призывает служить делу, а не лицам. И уже одним этим становится опасен для Фамусова и подобных ему. Чацкий трагически переживает свое одиночество и потому уходит из дома, где ему больше нечего делать.
А московское общество его не понимает и объявляет сумасшедшим за то, что он пытается показать всем, до чего жалко и ничтожно они выглядят.
Чацкого постигло жестокое разочарование во всем, что он любил, во что верил и на что надеялся. Его душат злость и обида, вот почему он заканчивает свое пребывание в доме Фамусова желчным монологом, звучащим как приговор всему фамусовскому обществу:
С кем был! Куда меня закинула судьба!
Все гонят! все клянут! Мучителей толпа,
В любви предателей, в вражде неутомимых, Рассказчиков неукротимых,
Нескладных умников, лукавых простаков, Старух зловещих, стариков,
Дряхлеющих над выдумками, вздором. Безумным вы меня прославили всем хором.
Вы правы; из огня тот выйдет невредим,
Кто с вами день пробыть успеет,
Подышит воздухом одним,
И в нем рассудок уцелеет.
Герой пришел к трезвому пониманию реальной жизни с ее сложностью, изменами, даже предательством. Он повзрослел и начал лучше понимать людей и обстоятельства. В конце комедии Чацкий уже не такой, каким был в начале:
Так! Отрезвился я сполна,
Мечтанья с глаз долой — и спала пелена…
Эти слова передают самую суть внутренней эволюции, произошедшей в сознании героя. Чацкий осмыслил уроки, которые преподнесла ему жизнь, и одержал тем самым моральную победу над представителями фамусовского общества.