Сочинение на тему: ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ СМЫСЛ ПЬЕСЫ МОЛЬЕРА «МЕЩАНИН ВО ДВОРЯНСТВЕ»

ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ СМЫСЛ ПЬЕСЫ МОЛЬЕРА «МЕЩАНИН ВО ДВОРЯНСТВЕ»

«Зеркалом общества» называл театр великий писатель-сатирик Жан Батист Мольер. «Изобра­жая людей, вы пишете с натуры, — говорил он. — Портреты их должны быть схожи, и вы ниче­го не достигли, если в них не узнают людей ва­шего века».

Своей основной задачей, задачей своего твор­чества писатель считал стремление «дать на сце­не приятное изображение общих недостатков» и тем самым способствовать их исправлению. А недостатков в современном ему обществе было довольно много — к такому выводу великий дра­матург пришел, наблюдая за людьми, их поступ­ками, желаниями, страстями, образом жизни.

В сердце Мольера все больше нарастал протест против социальной несправедливости и несовер­шенства существующего мира. И этот протест он выражал на страницах своих произведений. Вни­мание Мольера, как автора комедий, привлека­ли нарушения норм человеческой морали, откло­нения от естественных стремлений во имя наду­манных ценностей.

По его мнению, фальшивые идеалы лежат в основе извращенной морали. Именно поэтому он требовал от людей подлинной нравственной стро­гости, умения подчинять свои желания и пове­дение требованиям разума.

Одним из ярких реалистических произведе­ний писателя стала комедия «Мещанин во дво­рянстве». В основу пьесы был положен сюжет о богатом буржуа, готовом в своем стремлении к аристократическим титулам принять нелепое, фантастическое звание «мамамуши» и подверг­нуться маскарадному обряду посвящения в это звание. Герой Мольера, господин Журден — не­ожиданно разбогатевший простодушный, недалекий мещанин, единственное желание которого — стать дворянином. Для достижения этой цели герой готов на любые унижения, готов выполнять самые нелепые советы тех, перед кем он прекло­няется. Его невежество, доверчивость и просто­душие побудили наглого обманщика Доранта подвергнуть Журдена «воспитанию». Он обеща­ет обучить героя манерам маркизов, призывает во всем положиться на него. На самом же деле им руководят исключительно корыстные интересы. Проходимец играет не только на стремлении ме­щанина стать дворянином, он подыгрывает неда­лекому простаку абсолютно во всем, стремясь получить за свою «бесценную» помощь как мож­но большее вознаграждение и таким образом обо­гатиться, не прилагая особых усилий. Так, Дорант пользуется желанием Журдена ухаживать за маркизой Дорименой. Для афериста это — пре­красная возможность устроить праздник в честь своей дамы и хорошо поживиться за счет довер­чивого героя. Он внушает Журдену, что маркиза к нему неравнодушна, и тем самым подталкива­ет героя к активным и нередко комичным дей­ствиям.

Но комедия Мольера — это не просто история одного доверчивого и невежественного мещани­на. В лице персонажей драматург показывает ничтожество и пустоту духовного мира всего дво­рянского общества. Автор рисует яркие, красно­речивые портреты тех, на кого так стремится быть похожим Журден.

Дорант — граф, человек благородного проис­хождения, обладающий изысканными манера­ми, на самом деле оказывается самым настоящим авантюристом, мошенником. Ради собственных корыстных интересов, ради обогащения он готов на любую подлость. В его пустой и черствой душе нет места заботам о судьбах тех, кого он обманы­вает и использует. Он не способен на сочувствие, на настоящие, высокие чувства. Это пустой и бес-

смысленный человек, вызывающий только воз­мущение и неприязнь.

Маркиза Доримена лишь внешне отличается от проходимца-графа. Она ведет себя с людьми подчеркнуто вежливо, на самом же деле полнос­тью играет на стороне Доранта, бессовестно обди­рая простоватого мещанина.

Так стоят ли такие люди того, чтобы за приоб­щение к их обществу человек терял собственное достоинство, забывал о чести, о нравственности, об искренности чувств? Конечно же, не стоят! Это — основная мысль, которую стремился донести до нас автор комедии «Мещанин во дворянстве». Представители дворянского сословия выступают в его произведении в неприглядном, комическом виде. Даже наивный, тщеславный, эгоистичный мещанин Журден выглядит на фоне аристокра­тов намного выше в нравственном отношении. Он хотя бы честен с самим собой и с окружающими, чего не скажешь о представителях дворянской среды. Кроме того, он стремится к знаниям, го­тов упорно обучаться наукам. Этого не может по­нять его окружение, а потому не может простить герою его прихоть. Дворяне открыто смеются над наивным мещанином, получая от этого истинное удовольствие.

Всеми доступными ему художественными средствами, создаваемыми им яркими образами писатель дает понять, что единственное, к чему действительно стоит стремиться, — это духовная красота и естественность, искренность чувств, богатство внутреннего мира. Эта мысль подтвер­ждается образами простых людей, вызывающих симпатию своей чистотой, нравственностью, цельностью натуры.

Произведения Мольера привлекают нас не только глубиной затронутых философских воп­росов, но и реалистичностью созданных автором образов. Здесь нет исключительно положитель­ных героев. Так, Клеонт, возлюбленный дочери Журдена, не отличающийся благородством про­исхождения, обладает высоким чувством соб­ственного достоинства и готовностью отстаивать свои права, бороться за свои чувства. Однако ав­тор не выводит его фигуру на первый план, отво­дя большую роль в развитии интриги его слуге. Характер самого Журдена противоречив. Он и тщеславен, и наивен, и доверчив, и взбалмошен, и любопытен, и эгоистичен. Все положительные персонажи комедии — яркие, многозначные, полнокровные образы, в то время как характеры представителей дворянства почти обезличены, упрощены. В этом проявилось мастерство Моль­ера как комедиографа.

Жан Батист Мольер считается основополож­ником «высокой комедии», так как в его произ­ведениях затронуты серьезные проблемы — со­циальные, философские, нравственные. Еще

А. С. Пушкин отмечал, что «высокая комедия не основана единственно на схеме, но на развитии характеров, — и нередко она близко подходит к трагедии». Это суждение наилучшим образом подтверждает творчество Мольера, в особеннос­ти его комедия «Мещанин во дворянстве».

Сохрани к себе на стену!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.