Сочинение на тему: ПРИЧИНЫ ТРАГИЧЕСКОГО КОНФЛИКТА ГАМЛЕТА С ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬЮ (по трагедии В. Шекспира «Гамлет»)

ПРИЧИНЫ ТРАГИЧЕСКОГО КОНФЛИКТА ГАМЛЕТА С ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬЮ (по трагедии В. Шекспира «Гамлет»)

Эпоха Вильяма Шекспира, когда на смену средневековью стали постепенно приходить бур­жуазные порядки, была наполнена дворцовыми интригами, войнами, сменами династий. Это было время эпохи Возрождения, эпохи культур­но-исторического подъема.

В этот период развивались науки, соверша­лись великие открытия, что вселяло в людей веру в безграничные возможности человеческого ра­зума, создавало совершенно новый идеал лично­сти. В то же время в обществе происходила лом­ка устоявшихся традиций, понятий, всего жиз­неустройства. Возрастали тревога и страх перед неизвестным миром, которые обусловили конф­ликты во взаимоотношениях людей. Трагедии и конфликты возникали не только между людьми,

классами, сословиями, но и в душах. Прогрессив­но настроенные личности бросались на активную борьбу за изменение и переустройство жизни. Но они не могли представить себе, чем обернутся их действия, какие проблемы поставит этот новый мир.

Драматичность эпохи, как никто другой, су­мел в полной мере отразить в своем творчестве знаменитый трагик всех времен и поколений — Вильям Шекспир. В «Гамлете» он поведал миру о трагедии философского разочарования выдаю­щейся личности в возможности разумно действо­вать и в одиночку исправить свое время. В этой трагедии писатель подходит вплотную к самым великим, самым жгучим вопросам человеческой жизни и дает на них глубокие ответы.

Сущность трагизма у Шекспира всегда заклю­чается в столкновении двух начал — гуманисти­ческих чувств, т. е. чистой и благородной чело­вечности, и пошлости или подлости, основанных на корысти и эгоизме. Именно в таком столкно­вении раскрывается перед нами личность и судь­ба главного героя трагедии «Гамлет».

Гамлет — интеллигентный молодой человек, получивший образование в одном из самых пере­довых университетов и вобравший в себя все про­грессивные настроения буржуазной молодежи. Юность героя прошла в Виттенберге — средото­чии вольных мыслей.

Мы видим перед собой человека, которого пе­реполняют любовь к жизни, вера в силы и воз­можности человека. Но реальный мир и реальная жизнь далеки от его возвышенного идеала. «Нич­тожным, плоским и тупым» увидел герой окру­жающий мир, когда вернулся после обучения в университете в родные края.

…Как невыполотый сад,

Дай волю травам — зарастет бурьяном.

С такой же безраздельностью весь мир Заполонили грубые начала.

Трагедии и разочарования с этого момента под­стерегают Гамлета на каждом шагу: странные об­стоятельства смерти отца, неожиданно скорое за­мужество матери, измена друзей. «Дания — тюрь­ма», «весь мир — тюрьма», «век вывихнут» — мучительно осознает герой. Его вера в человека как в «венец всего живущего» существенно подкошена: «Мужчины не занимают меня и женщи­ны тоже», — говорит герой. Сама земля кажется ему теперь «бесплодною скалою», а жизнь — бренной и пустой.

Истлевшим Цезарем от стужи Заделывают дом снаружи.

Пред кем весь мир лежал в пыли,

Торчит затычкою в щели.

Вобравший в себя традиции гуманизма, моло­дой человек решает исправить этот мир, так как чувствует и свою долю ответственности за испор­ченность света. Однако под силу ли одному чело­веку, пусть даже такому образованному, умному, решительному, смелому, как Гамлет, «вправить» вывихнутый век? Безусловно, нет! И герой пони­мает это, но в его сердце живет страстное жела­ние отомстить за смерть отца. Он не может оста­вить все так как есть, смириться с несправедли­востью, злом, обманом. Гамлета не страшит пу­тешествие в «страну, откуда ни один не возвра­щался», он не желает терпеть «униженья века, неправду угнетателя, вельмож заносчивость… и более всего насмешек недостойных над достой­ным». Ему не приемлема жизнь в борьбе с соб­ственной совестью, которую ведут Клавдий, По­лоний и Гертруда. В его мучительных терзаниях побеждает стремление к истине, справедливости:

О, мысль моя, отныне будь в крови.

Живи грозой иль вовсе не живи!

К тому же все вокруг «торопит ускорить месть», ведь «что значит человек, когда его за­ветные желанья — еда да сон?..». Но вместе с тем Гамлет понимает, что смерть одного ничтожного человека не решит проблему всего света. Порок уже принял вселенские, глобальные масштабы, он завладел душами даже чистых и прекрасных в прошлом людей. Глубокие противоречия меж­ду стремлением шекспировского героя к заветной цели и сознанием собственного бессилия состав­ляют основу его душевной трагедии.

Эта трагедия усугубляется еще и тем, что Гам­лет осознает свое одиночество на пути к цели. Ни в ком из окружающих не находит он поддержки и понимания — даже в своей любимой Офелии. Герой чувствует, как весь мир рушится вокруг него. Его сердце «пышет злобой», он со стыдом смотрит

На двадцать тысяч обреченных,

Готовых лечь в могилу, как в постель,

За обладанье спорною полоской…

Видя великие масштабы зла и порока, чув­ствуя, что не сможет выполнить своего высокого предназначения, Гамлет принимает решение рас­статься с жизнью. Решая проблему «быть или не быть», герой Шекспира делает выбор в пользу «не быть». И это осознанный шаг, серьезный выбор, а не безрассудство.

В своем гениальном произведении Вильям Шекспир показывает нам, что силы, способные противостоять злу, существуют в обществе. Это — народ. Он готов к борьбе и нуждается лишь в вожде, который объединит и укрепит эту силу, направив ее по верному пути. Но трагедия Гам­лета еще и в том, что он не понимал «толпы». Он не видел этой силы, потому что не в том направ­лении устремлял свой взгляд. Трагедия Гамлета — в принадлежности к высшему свету, который не воспринимал всерьез народные массы. Герой искал поддержки в обществе, которое хотел из­менить, — и, конечно, не находил. Потому что это общество чувствовало себя вполне комфорт­но в существующих, веками сложившихся усло­виях. Но трагедия шекспировского героя — это не только его личная трагедия, это трагедия ис­торическая, которая была характерна для эпохи Возрождения в целом.

По глубокому убеждению Шекспира, участь каждого человека является результатом взаимо­действия его характера и окружающих обстоя­тельств. В своих произведениях он показывает, как лучшие люди, самые благородные, умные и одаренные, гибнут под натиском темных сил, к каким трагическим последствиям приводят по­пытки в одиночку исправить мир, каким губи­тельным может оказаться влияние общества, сре­ды, принадлежность к тому или иному сословию.

Сохрани к себе на стену!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.