Сочинение на тему: Заметки Горького «Несвоевременные мысли».

«Несвоевременные мысли»

Заметки, собранные под названием «Несвоевременные мыс­ли», публиковались в газете «Новая жизнь» в 1917-1918 гг., за что газета была арестована. Эти заметки представляют по жанру фило­софско-публицистические эссе «о революции и культуре». «Несвоевременные мысли» — живой документ трагического вре­мени. Писатель понимал революцию не только как политический переворот, но и как культурную перспективу. Только в культуре он видел примирение двух душ (азиатской и славянской) в русском человеке. Но Горький видит разрушение культуры революцией, от­сюда пессимизм, безысходность. «Если революция неспособна тот­час развить в стране напряженное культурное строительство, — тогда, с моей точки зрения, революция бесплодна, не имеет смыс­ла, а мы — народ, неспособный к жизни».

Горький возмущается той практикой, которой представлена революция. Насилие, грабежи, убийства вызывают протест пи­сателя. Особенно он негодует по поводу лозунга революции «Грабь награбленное». «Грабят — изумительно, артистично: нет сомне­ния, что об этом процессе самоограбления России история бу­дет рассказывать с величайшим пафосом. Грабят и продают цер­кви, военные музеи, пушки и винтовки, — грабят дворцы быв­ших великих князей, расхищают все, что можно расхитить: про­дается все, что можно продать. В Феодосии солдаты даже людь­ми торгуют: привезли с Кавказа турчанок, армянок, курдок и продают по 25 рублей за штуку…»

Горький клеймит революционные власти, которым «нет дела до России», которые производят «жестокий и заранее обречен­ный на неудачу опыт над русским народом…»

«Несвоевременные мысли» — опыт национальной самокри­тики. Горький показывает двойственность, стихийно-анархическую сущность русского человека, у которого отсутствует мо­раль в смысле ежедневного следования нормам поведения. Он говорит о способности русского человека на подвиг, самопо­жертвование, которая сочетается с отсутствием «органической брезгливости ко всему грязному и дурному». Русская душа гото­ва скорее «к подвигу, чем к поступку, скорее к моральности высших проявлений духа, чем к морали в обиходе».

Горький все же надеялся, что революция даст возможность всестороннего творчества — морали, духа, культуры.

Дополнительная литература.

Бабаян Э.И. Ранний Горький. М., 1973.

Бялик Б.А. М. Горький — драматург. М., 1977.

Волков А.А. Художественный мир Горького. М., 1978.

Пименова В.Н. Заложник своей судьбы: Об изучении творчества М. Горько­го в XI кл. М., 1992.

Примочкина Н. Писатель и власть. М. Горький и литературное движение 20-х годов. М., 1996.

Сухих С.И. Заблуждение и прозрение Максима Горького. Нижний Новго­род, 1992.

Шнейберг А.Я., Кондаков И.В. От Горького до Солженицына. М 1994.

Сохрани к себе на стену!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.