Сочинение по портрету пианиста, дирижёра и композитора А. Г. Рубинштейна работы И. Е. Репина.

Илья Ефимович Репин (1844-1930) родился в се­мье отставного солдата в украинском городке Чугуеве близ Харькова. Рано обнаружил тягу к живописи, азы которой постигал под руководством чугуевских иконописцев. Уже имея за плечами не только базовую подготовку, но и опыт успешной работы в родном горо­де, молодой Репин приехал в Петербург, где получил образование в знаменитой Академии художеств.

Репин регулярно принимал участие в выставках, которые организовывались сообществом художников- передвижников. Творчество Ильи Ефимовича мно­гогранно, он показывал на своих картинах Россию, такую разную и зачастую зловещую в той искренно­сти, которую вкладывал мастер в свои произведения. Одна из известнейших картин Репина, которая стала началом подлинной известности самого художника — это «Бурлаки на Волге». Он создал запоминающи­еся, выразительные полотна, посвящённые русской истории: «Иван Грозный убивает своего сына», «Запо­рожцы пишут письмо турецкому султану» и др. Но многое в его творчестве отражало события современ­ности, например, цикл картин, на которых художник изобразил различные драматические эпизоды из жиз­ни революционеров («Не ждали», «Отказ от исповеди перед казнью», «Арест пропагандиста» и др.).

Репин стал и создателем целой галереи порт­ретов своих выдающихся современников: писателя Л. Н. Толстого, композитора М. П. Мусоргского, хими­ка Д. И. Менделеева, врача Н. И. Пирогова и многих других. В их числе и портреты музыкального деятеля, композитора, дирижёра и пианиста Антона Григорье­вича Рубинштейна, друга Репина. Всего художник написал с него три портрета, но два других менее торжественные, на них Рубинштейн изображён по пояс. На портрете, о котором пойдёт речь, музыкант показан во весь рост.

Но прежде чем перейти непосредственно к рас­смотрению картины, стоит обратиться к личности самого А. Г. Рубинштейна.

Антон Григорьевич Рубинштейн (1829-1894) ро­дился в селе Выхватинец Подольской губернии (ныне Выхватинцы Рыбницкого района Приднестровской Молдавской Республики) в семье еврейского купца. После принятия православия в 1831 г. семья пересе­лилась в Москву. Первые уроки музыки Антон, как и его младший брат Николай, впоследствии также знаменитый пианист, получил от матери, затем учился у французского пианиста А. И. Виллуана.

Яркое дарование Антона Григорьевича быстро рас­крылось, уже в юности он начал гастролировать с кон­цертами по Европе, где познакомился с выдающимися музыкантами своего времени — Фредериком Шопе­ном, Ференцем Листом и др. Его тепло принимали коронованные особы, члены императорского дома Рос­сии и сам император Николай I. Антон Рубинштейн является автором ряда музыкальных произведений, которые заняли достойное место в сокровищнице рус­ского искусства. Он признан одним из выдающихся пианистов всех времён. Кроме того, А. Г. Рубинштейн стоит у истоков профессионального музыкального образования в России — благодаря его стараниям в 1862 г. в Петербурге открылась первая русская консерватория. Рубинштейн был наставником мно­гих даровитых учеников, среди которых особенно выделяется Пётр Ильич Чайковский.

Это был человек неиссякаемой энергии, обладав­ший одновременно талантами музыканта, педагога и руководителя — Рубинштейн возглавлял основан­ную им консерваторию и одновременно преподавал в ней, при этом находил время для творчества. Кро­ме того, его отличала необычайная широта души, щедрость и готовность помочь тем, кто в этом нуж­дается. Его современник, критик А. В. Оссовский, отмечал: «… Денежная щедрость Рубинштейна за­мечательна; по приблизительному расчёту, им было пожертвовано около 300000 рублей на разные добрые дела, не считая безвозмездного участия в концертах в пользу всяких учащихся, которым А. Г. всегда по­кровительствовал, и не принимая во внимание тех раздач, которых никто не видел и не считал».

Репин запечатлел своего друга так, что даже не зная всего вышесказанного, лишь судя по изобра­жению, сразу чувствуется, что видишь перед собой портрет человека незаурядного.

Фигура Рубинштейна с дирижёрской палочкой в руках возвышается в центре картины на фоне за­полненного зрителями парадного Петербургского кон­цертного зала. Художник использовал излюбленный в живописи приём контраста: фигура дирижёра, обла­чённого в чёрный фрак, чётко выделяется на светлом фоне. Золотой ореол — свет от люстр — подобно нимбу окружает голову музыканта. Лицо с выразительными, вдохновенными чертами обрамлено волнистой гривой чёрных волос. Взгляд устремлён вперёд — можно продумать, что на ноты, хотя, наверное, он знает их наизусть.

На заднем плане полукружием из белых колонн намечен интерьер помещения. Рубинштейн стоит на дирижёрском возвышении, словно вознесённый над толпой зрителей гений музыки. От переполненного людьми зала его отделяет невысокое ограждение из нечастых тонких белых резных столбиков, по которым проложены красные перила — в тон пола на дирижёрском возвышении. Перед Рубинштейном высокая тёмная подставка для нот на резной ножке.

Поза дирижёра торжественна и вдохновенна. Он стоит во весь рост, чуть склонив голову вперёд, правая рука с дирижёрской палочкой, взлетев ввысь, замерла на миг, навеки остановленный на картине художником. Чувствуется, что в эти мгновения Рубинштейн живёт в ином измерении — в мире музыки.

Портрет Рубинштейна был приобретении семьёй самарских купцов Шихобаловых и до революции 1917 г. находился в их личной коллекции. В апреле 1918 г. коллекция поступила в Самарский город­ской музей (ныне Самарский художественный музей). Портрет Рубинштейна, о котором шла речь выше, находится там и в настоящее время.

На этой странице искали :

  • сочинение по картине репина портрет рубинштейна
  • сочинение по картине репина портрет антона григорьевича рубинштейна
  • сочинение по картине портрет антона григорьевича рубинштейна
  • сочинение Портрет Антона Григорьевича Рубинштейна
  • описание картины репина портрет антона григорьевича рубинштейна