Разумихин — настоящий друг, человек, который не бросит в беде. Он не жалеет для Родиона самого дорогого — времени, своего невосполнимого ресурса. Именно Разумихин выхажи­вает и кормит Раскольникова супом, достает ему поношенную одежду и сапоги, которые специально выбирал для друга. Рас­кольников первоначально отказывается. Гордость мешает ему искренне поблагодарить друга за заботу. Даже тот факт, что вещи куплены на его собственные деньги, не выводит его из состояния угрюмой задумчивости. Совершив кровавое зло­деяние, герой еще болезненнее переживает искреннюю добро­ту. Примечательно, что Разумихин обещает Родиону помогать оберегать его сестру от Свидригайлова. Это свидетельствует о душевном благородстве героя.

Ф.М. Достоевский не случайно помещает описание Петра Петровича Лужина, жениха сестры Раскольникова, сразу после описания сцены заботливого отношения Разумихина к Родиону. Это дает возможность писателю противопоставить героев по их душевным качествам. Обеспеченный Лужин, застав будущего родственника в тяжелом положении, не только не предложил помощь, но и обнаружил свою жадность и мелочность: снял для невесты и ее матери самые дешевые комнаты. Жадность Лужи­на так очевидна, что информация о том, что он, будучи состоя­тельным человеком, ничего, не подарил своей невесте, читателя уже не удивляет. Для такого человека это закономерно. После размолвки с братом будущей невесты он требует, чтобы тот даже не присутствовал при его визитах. Ф.М. Достоевский под­черкивает, что Лужин пишет письмо деловым тоном. Для героя этот брак — сделка. Он пытается приобрести жену как недви­жимость или другое имущество. От бедной девушки он ждет благодарности, поклонения и послушания, мечтает тешить свое самолюбие, владычествуя над ней. Кроме того, Лужин как тон­кий психолог прекрасно понимает, что обаяние прелестной и добродетельной женщины может создать в глазах окружающих ему некий ореол достойного человека.

Разумихин — альтруист, готовый поделиться с другом по­следним, Лужин — самовлюбленный эгоист. Стремление Петра Петровича казаться солидным человеком на самом деле выглядит напыщенно и манерно. Ф.М. Достоевский не скры­вает иронии при описании героя: «…Петр Петрович не спеша вынул батистовый платок, от которого понесло духами, и вы­сморкался с видом хотя и добродетельного, но все же не­сколько оскорбленного в своем достоинстве человека…» В ходе разговора с Дуней Лужин фактически требует, чтобы она выбрала между ним и братом. Только тогда Дуня наконец по­нимает, какой Петр Петрович низкий и злой человек, и рас­каивается в том, что польстилась на его деньги. Ф.М. Достоев­ский так комментирует сложившуюся ситуацию: «Петр Петрович, пробившись из ничтожества, болезненно привык любоваться собою, высоко ценил свой ум и способности и да­же иногда, наедине, любовался своим лицом в зеркале. Но более всего на свете любил и ценил он, добытые трудом и вся­кими средствами, свои деньги: они равняли его со всем, что было выше его».

Еще более омерзительным человеком предстает в романе Свидригайлов. Лужин хотя бы предлагает Авдотье Романовне статус супруги, а Свидригайлов еще при живой жене домога­ется девушки, которая работает у него в доме гувернанткой. Герой при этом избивает жену хлыстом и не чувствует себя виноватым в ее преждевременной смерти, хотя сам признает­ся, что человек праздный и развратный. После смерти жены Свидригайлов продолжает добиваться Дуни, предлагая ей де­сять тысяч рублей.

Для понимания концепции романа важен образ Петербур­га. Ф.М. Достоевский широко использует его топонимику: Ва­сильевский остров, Малая Нева, Петровский остров, Сенная, Юсупов сад, Михайловский сад, Летний сад, Марсово поле.

Город является фоном, на котором разворачиваются люд­ские трагедии. Его громадные дома теснят и давят. Харчевни, распивочные, купеческие лавки, вонючие и грязные дворы — все эти реалии создают неприглядное впечатление. Однако у Раскольникова были любимые места, например, на набережной Невы. Он всегда, возвращаясь из университета, любовался с од­ной и той же точки на собор. Но оказавшись здесь после престу­пления, Раскольников понимает, что его прежние мысли и впе­чатления уже утратили силу: «Ему показалось, что он как будто ножницами отрезал себя сам от всех и всего в эту минуту».

Включение в ткань художественного произведения встав­ных новелл — традиционный литературный прием. Такие сю­жеты призваны оттенить основную тему. В романе «Преступ­ление и наказание» Ф.М. Достоевский описывает сны героя.

В первом сне к Раскольникову приходят детские воспоми­нания о том, как он гуляет с отцом по родному городу и видит, как пьяные мужики избивают замученную клячу. Герой видит, как из глаз лошаденки бегут слезы. Озверевший от куража ку­чер Миколка убивает клячу. А потрясенный мальчик бросает­ся к ней и целует ее в мертвую окровавленную морду. Симво­лично, что, совершив преступление, Раскольников сам ощущает себя загнанной лошадью.

Раскольников узнает, что в убийстве обвинили невиновно­го человека — красильщика, который случайно нашел поте­рянные Раскольниковым закладные сережки. Их опознали, и это явилось бы веским доказательством для осуждения. Это усугубляет душевные муки главного героя. Деньги теряют для него смысл. Ф.М. Достоевскому важно было показать, что Раскольников мог бы избежать уголовного наказания. Однако герой сам выдает себя, сам вершит суд над своим преступным злодеянием и выносит себе обвинительный приговор.

Уже Зосимов с Разумихиным замечают, что больной Ро­дион интересуется только одним — следствием по делу об убийстве. Мысли героя также посвящены проблеме жизни и смерти. Сперва он понимает, что не хочет вспоминать о том, что один приговоренный к смерти мечтал жить хотя бы на скале, «чтобы где-нибудь на высоте, на скале. И на такой узенькой площадке, чтобы только две ноги можно было по­ставить, — а кругом будут пропасти, океан, вечный мрак, веч­ное уединение и вечная буря, — и оставаться так, стоя на ар­шине пространства, всю жизнь, тысячу лет, вечность — «лучше так жить, чем сейчас умирать!»

В разговоре с Заметовым Раскольников живостью интере­са к старухе почти выдает себя, рассказывая ему часть своего замысла. При этом, однако, он испытывает нестерпимое на­слаждение. Мечтая облегчить душу, снять с нее камень крова­вого злодеяния, Родион как будто репетирует свое признание. Ф.М. Достоевский последовательно проводит героя через испытания: не случайно он видит, как женщина топится в реке, и словно примеряет на себя роль самоубийцы: «Нет, гадко… во­да… не стоит».

Как многих преступников, Раскольникова непреодолимо тянет на место преступления. Он приходит и начинает рас­спрашивать про убийство, словно сам инстинктивно жаждет разоблачения.

Интересны в романе суждения о психике человека вообще. Когда Родион рассказывает Изосимову, Разумихину и Дунечке с мамой о том, что накануне «шатался несколько в бреду», Зосимов как врач высказывает мысль о том, что понятие психи­ческой нормы относительное. Абсолютно нормальных людей нет: все в той или иной степени подвержены психическим расстройствам и отклонениям. «…Все мы, и весьма часто, почти как помешанные, с маленькою только разницей, что «больные» несколько больше нашего помешаны, потому тут необходимо различать черту. А гармонического человека, это правда, совсем почти нет; на десятки, а может, и на многие сотни тысяч по одному встречается, да и то в довольно слабых экземплярах», — рассуждает герой.

Глубина проникновения в тайный и противоречивый мир человеческих переживаний с особой остротой обнажается в сцене разговора Раскольникова с Соней, когда Родион предла­гает ей разом покончить со всеми страданиями, то есть ре­шиться на самоубийство: «Еще бы не ужас, что ты живешь в этой грязи, которую так ненавидишь, и в то же время знаешь сама (только стоит глаза раскрыть), что никому ты этим не помогаешь и никого ни от чего не спасаешь! Да скажи же мне, наконец, — проговорил он, почти в исступлении, — как эта­кой позор и такая низость в тебе рядом с другими противопо­ложными и святыми чувствами совмещаются? Ведь справед­ливее, тысячу раз справедливее и разумнее было бы прямо головой в воду и разом покончить!» А Соня отвечает ему стра­дальчески, но без удивления: «А с ними-то что будет?» По ее реакции Раскольников понимает, что она уже думала о само­убийстве, но ее останавливает лишь тревога за судьбу детей Катерины Ивановны, на которых она смотрит как на родных.

Силу характера Сонечки Ф.М. Достоевский подчеркивает через портрет, который дается глазами Раскольникова: «С но­вым, странным, почти болезненным, чувством всматривался он в это бледное, худое и неправильное угловатое личико, в эти кроткие голубые глаза, могущие сверкать таким огнем, та­ким суровым энергическим чувством, в это маленькое тело, еще дрожавшее от негодования и гнева, и все это казалось ему более и более странным, почти невозможным». Еще сильнее преображается Соня, читая Раскольникову Библию: «Расколь­ников обернулся к ней и с волнением смотрел на нее: да, так и есть! Она уже вся дрожала в действительной, настоящей ли­хорадке. Он ожидал этого. Она приближалась к слову о вели­чайшем и неслыханном чуде, и чувство великого торжества охватило ее. Голос стал звонок, как металл; торжество и ра­дость звучали в нем и крепили его».

На этой странице искали :

  • характеристика лужина преступление и наказание
  • сочинение по теме настоящий друг познается в беде на примере раскольникова и разумихина
  • сочинение по литературе преступление и наказание какими качествами должен обладать настоящий друг
  • согласные ли вы с утверждением о том что настоящий друг познается в беде раскольников и разумихин
  • согласны ли вы с суждением друга раскольникова сочинение