Роман Л.H. Толстого «Война и мир» — вершинное произведение русской классической литературы. Интересно, что до реформы русской орфографии слово «мир» в названии романа писалось так, что обозначало «общество», а не «перемирие» как альтернативу войне.
В произведении изображены масштабные исторические события: целых две войны (союзническая война 1805 года, когда русские войска помогали Австрии в борьбе с Наполеоном, и Отечественная война 1812 года). Военные сцены романа перемежаются с описанием жизни светского общества того времени (салонных бесед, дружеских разговоров, любовных романов и семейных праздников).
Важную роль в произведении играют массовые сцены. Они помогают автору развернуть широкую панораму исторических событий.
Роман открывается описанием вечера в салоне Анны Павловны Шерер, фрейлины и приближенной императрицы Марии Федоровны. Примечательно, что переводы с французского перемежаются в романс с основным повествованием, которое ведется на русском языке. Парадоксально, но русское дворянство не только говорило, но и думало на французском языке.
Основной принцип поведения в этом светском обществе — манерность. Князь Василий говорит «по привычке, как заведенные часы, говоря вещи, которым он и не хотел, чтобы верили». На лице Анны Павловны постоянно держится сдержанная улыбка. Она берется провозглашать Россию спасительницей Европы, не понимая, на какие жертвы и лишения обрекают страну эти военные действия. С милыми улыбками легко красивыми жестами отправлять людей на смерть. Главное — подчеркнуть самоотверженность и высоту души императора Александра. Светская беседа становится для дворян самоцельной, ее содержание должно быть интеллектуально наполненным, сопровождаться грациозными жестами и принятыми в обществе манерами. О том, как трагично гибнут и жестоко страдают на полях сражений русские солдаты, речь просто не ведется.
Описание вечеринки в салоне Анны Павловны Шерер не только рисует панорамную картину русского дворянства общества, но и знакомит читателя с двумя центральными персонажами произведения — Пьером Безуховым и Андреем Болконским. Акцентируя внимание читателей на этих героях, Л.Н. Толстой дает нам их развернутые портреты. Пьер Безухов — «массивный, толстый молодой человек с стриженою головой. В очках, светлых панталонах по тогдашней моде, с высоким жабо и в коричневом фраке». Л.Н. Толстой — признанный мастер психологического портрета. Неловкость, неуклюжесть Пьера подчеркивает неординарность его натуры. Но не только эта деталь отличает его от светского общества. Главное — это «робкий, наблюдательный и естественный взгляд», с которым он смотрит на все окружающее. Л.Н. Толстой с тонкой иронией подчеркивает отношение светского общества к появлению Пьера как к чему-то чуждому, непривычному и опасному: «Страх Анны Павловны был не напрасен, потому что Пьер, не дослушав речи тетушки о здоровье ее величества, отошел от нее».
Натянутым светским улыбкам Л.Н. Толстой противопоставляет открытую, доверчивую улыбку Пьера: «Улыбка у него была не такая, как у других людей, сливающаяся с неулыбкой.
У него, напротив, когда приходила улыбка, то вдруг мгновенно исчезало серьезное и даже несколько угрюмое лицо и являлось другое — детское, доброе, даже глуповатое и как бы просящее прощения».
Неуклюжесть Пьера — повторяющаяся деталь, сопровождающая появление этого образа в романе. В этой особенности Л.H. Толстой выражает стремление героя идти своим путем. Рассеянность же Пьера свидетельствует о том, что он еще не нашел этого пути, о том, что ему предстоит долгий путь нравственных исканий.
Второй герой, о котором подробно рассказывает нам Л.H. Толстой, — это Андрей Болконский, небольшого роста, весьма красивый «молодой человек с определенными и сухими чертами». Как и Пьер, Андрей кажется чужим в этой гостиной. Его красивое лицо портит гримаса. Л.Н. Толстой широко использует портретную характеристику для раскрытия внутреннего мира героя. При этом ему свойственны так называемые развернутые портреты. Когда князь Андрей рассказывает о том, что несчастлив в браке, его лицо дрожит «нервическим оживлением каждого мускула», глаза блестят.
Таким образом, как бы противопоставив Пьера и Андрея остальному обществу, Л.Н. Толстой подчеркивает, как чужды этим двум благородным, деятельным и по-настоящему интеллектуальным натурам все эти пустые светские разговоры, притворные любезности и дежурные фразы. Этот контраст максимально ярко раскрывает сцена встречи Андрея и Пьера в гостиной: «Князь Андрей, не оглядываясь, сморщил лицо в гримасу, выражавшую досаду на того, кто трогает его за руку, но, увидав улыбающееся лицо Пьера, улыбнулся неожиданно доброю и приятною улыбкой».
Андрей и Пьер встречаются как друзья, и на страницах романа их пути будут не раз пересекаться. Им суждено пройти этапы жизненных исканий, мучиться, сомневаться, работать над собой, но, в конце концов, обрести личностную цельность и значительность.
Наряду с вымышленными героями на страницах романа «Война и мир» описываются реальные исторические лица. Наибольшее внимание из них уделено Наполеону, спор о котором ведется уже в салоне Анны Павловны. Со свойственной юности горячностью Пьер Безухов называет Наполеона великим человеком, отстаивает идеалы революции.
Князь Андрей тоже часто думает о Наполеоне. Болконский отправляется на войну, чтобы совершить какое-нибудь значительное событие. Он жаждет подвига, мечтает участвовать в величайших исторических событиях. Перед одним из сражений князь Андрей думает о смерти и чувствует, что вскоре та счастливая минута, тот Тулон (французская крепость, которую Наполеон освободил от английских войск), которого так долго ждал он, наконец, предоставляется ему.