Вопрос 3 экзаменационного билета (билет № 21, вопрос 3)

Почему образ Ярославны из «Слова о полку Игореве» вошел в галерею классических образов русской литературы?

Основное содержание «Слова о полку Игореве» связано с изображением суровых военных событий. В то же время богат­ство содержания этого выдающегося памятника древнерусской литературы таково, что «Слово» дает читателю многосторонние знания о самых разнообразных сторонах жизни русичей. Нахо­дит свое отражение в поэме и тема рода, семьи. Ярким свиде­тельством внимания автора к этой теме можно считать образ Ярославны.

Ярославна — жена князя Игоря, оставшаяся дома ожидать его возвращения из похода. Ее образ возникает в «Слове» в

самый трагический момент развития событий — когда Игорь оказывается в плену у половцев. Отрывок поэмы, в котором звучит голос жены князя, получил у исследователей памятни­ка наименование «Плач Ярославны». Плач — один из жанров устного народного творчества. Это горестное обращение жен­щины к различным силам природы, заклинающее их помочь любимому и спасти его.

Стоя на стене в Путивле, Ярославна вещим сердцем почуя­ла, какая беда случилась с ее супругом. Она готова «кукушкой перелетной» устремиться к нему, чтобы «омыть раны на его кро­вавом теле». Она поочередно обращается к Ветру, Днепру и Солнцу. Ветру Ярославна шлет упрек: «Стрелы вражьи ты наве­ял на дружины князя». К Днепру обращается с мольбой: «Вороти ко мне милого, чтоб не лить мне горьких слёз». А красное Сол­нце удостаивается укора за то, что «дружину князя зноем жгучим обожгло… в безводном поле жаждой… стрелкам луки стянуло».

В девятнадцатом веке автор одного из стихотворных пере­ложений «Слова о полку Игореве» поэт Аполлон Майков вы­сказал предположение, что в плаче Ярославны можно предста­вить присутствие самого Игоря: «Обстановка этого плача будет: степь, утро, закуковала кукушка, напомнившая особенно живо Игорю его Ярославну, как видел он ее в последний раз на сте­пе в Путивле… Там она стоит и обращает вопли свои в пустын­ную степь — к ветру, к реке, к солнцу, горюя и тоскуя любящим сердцем, чуя постоянно беду над милым…»

Итак, образ Ярославны воплотил в себе женскую верность, неизбывную заботу о близком человеке, ушедшем сражаться за родную землю. Этим образом открывается необъятная галерея обаятельных русских женщин, созданных последующими века­ми развития русской истории и литературы. Критик Евгений Осетров писал о развитии образа Ярославны в дальнейшей протяженности российской истории: «Во время татарского ига ее зовут Авдотьей Рязаночкой. Это она, миновав леса, озера и реки, ходила в «землю басурманскую», вызволяла пленных из неволи; она — Антонида в период Смутного времени, благословившая своего отца Ивана Сусанина на ратный подвиг; она — старостиха Василиса в памятном 1812 году». Этот перечень можно продолжить образом матери из повести Николая Васи­льевича Гоголя «Тарас Бульба», героинями поэм и стихотворе­ний Николая Алексеевича Некрасова и многими другими обра­зами представительниц русского народа, которых мы встречаем в русской классической литературе. Если же приблизиться к нашему времени и вспомнить годы Великой Отечественной войны, то и тогда далекие потомки Ярославны поддерживали в трудную годину своих мужей и сыновей. «Просто ты умела ждать, как никто другой», — утверждал, обращаясь к любимой, лирический герой стихотворения Константина Сергеевича Симонова «Жди меня». А героине поэмы Анны Андреевны Ах­матовой «Реквием» выпала тяжелая доля пережить трагедию ожидания родных, попавших в сталинские застенки, когда в бесконечных очередях у тюремного окошка толпились десят­ки тысяч жен, матерей, дочерей и сестер…

Любовь к родине и своим близким, верность, доброта, за­бота — вот те черты характера русской женщины, которые от­ражены в классической русской литературе. А первым таким образом была и остается Ярославна, созданная безымянным автором «Слова о полку Игореве».

На этой странице искали :

  • образ ярославны в слове о полку игореве
  • образ ярославны
  • образ ярославны в слове о полку игореве сочинение
  • сочинение образ ярославны
  • сочинение образ ярославны в слове о полку игореве