Характеристика героев по произведению «ЭДИП-ЦАРЬ» Софокла | ЭДИП

ЭДИП

В основе сюжета трагедии — миф о царе Эдипе, убившем своего отца и женившемся на собственной матери.

Эдип — сын фиванского царя Лая. У Лая и его жены Иокасты долго не было детей, это тревожило супру­гов, и Лай решил отправиться к дельфийскому ораку­лу и узнать причину бездетности. Ответ жрицы Апол­лона поразил царя: он узнал, что его сын убьет его и женится на своей матери Иокасте. Когда у Лая и Ио­касты родился ребенок, царь, чтобы избежать неумо­лимого рока, связал новорожденному ноги, проколол ступни острым железом и приказал рабу бросить мальчика в лесу на растерзание зверям. Раб пожалел младенца и отдал его рабу коринфского царя Полиба, тот отнес мальчика царю, который, будучи бездетным, усыновил его и назвал Эдипом («пухлоногим») — из- за увечья. Полиб и его жена Меропа называли при­емыша сыном, и Эдип рос, считая их своими родителями. Но однажды, когда Эдип был уже взрослым, один из гостей дома, захмелев, назвал его приемышем. Хотя Полиб и Меропа все отрицали, Эдип отправился к дель­фийскому оракулу, чтобы разрешить свои сомнения. Правда, которую узнал Эдип, ужаснула его: он убьет своего отца, женится на собственной матери, и от это­го брака родятся дети, проклятые богами и ненавиди­мые всеми людьми. Чтобы избежать предсказанного отцеубийства, Эдип решает не возвращаться в родной го­род. Выйдя из Дельф, он выбирает первую попавшую­ся дорогу, она и приводит его в Фивы. Однако на под­ходе к городу Эдипа оскорбляет некий седой старик, кото­рый ударяет его по голове посохом за то, что он не уступил дорогу его колеснице. В ответ Эдип так сильно бьет посохом старика, что тот падает замертво. Так исполняется первая часть предсказания — Эдип не зна­ет, что он убил своего отца Лая. Придя в Фивы, Эдип из­бавляет город от большого несчастья. Он разгадывает загадку кровожадного Сфинкса, требовавшего много­численных жертв от фиванцев. Сфинкс погибает, фи­ванцы провозглашают Эдипа царем, и он женится на вдо­ве Лая Иокасте, не зная, что это его мать.

Мудро царствует Эдип в Фивах, но внезапно город по­стигает великое бедствие — ужасная болезнь, мор и го­лод. Эдип посылает брата Иокасты Креонта в Дельфы, чтобы узнать у оракула, как избавиться от бедствия, тот приносит ответ — надо изгнать из города убийцу царя Лая. Эдип принимается за розыски преступника:

..Я буду мстить за родину и бога.

Я не о ком-нибудь другом забочусь, —

Пятно снимаю с самого себя.

Кто б ни был тот убийца, он и мне Рукою той же мстить, пожалуй, станет.

Чтя память Лая, сам себе служу.

Горожане советуют Эдипу расспросить вещего старца Тиресия. Тот, зная, кто настоящий убийца, отказывается назвать его имя. Разгневанный Эдип обвиняет Тире­сия в пособничестве убийце, и тогда прорицатель сооб­щает страшную правду. Эдип начинает подозревать Креонта в том, что тот научил Тиресия говорить так, чтобы завладеть царством, он подробно расспрашивает Иокасту, как был убит Лай. Душу Эдипа сжимают предчувст­вия непоправимого, он решает узнать истину, какой бы ужасной она ни была. Истину может открыть только раб коринфского царя Полиба, и Эдип посылает за ним. Тем временем из Коринфа прибывает гонец с вестью о смерти Полиба и предложением Эдипа вернуться, чтобы занять коринфский трон. Эдип боится возвращаться туда, ведь еще жива жена Полиба, которую он считает своей матерью. Однако гонец сообщает Эдипу, что он приемный сын Полиба и Меропы. Прибывает и раб Полиба, он рассказывает Эдипу, как передал его в младенчестве раб Лая, вместо того, чтобы убить. Теперь Эдипу ясно, что он совершил ужасное преступление. Иокаста в отчаянии лишает себя жизни, а Эдип ослепляет себя.

Главное отличие софокловского Эдипа от Эдипа — героя мифа заключается в том, что герой трагедии — не иг­рушка в руках злого рока, а человек, делающий все, чтобы противостоять ему, человек, мужественно при­нимающий удары судьбы, полный решимости узнать правду и не боящийся ее.

Сохрани к себе на стену!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.