Характеристика героев по произведению Томаса Манна «ВОЛШЕБНАЯ ГОРА» | ГАНС КАСТОРП

ГАНС КАСТОРП

Ганс Касторп — молодой человек, бывший инженер, вы­ходец из старинной бюргерской семьи. Касторп приезжает в расположенный в горах Швейцарии, отрезанный почти полностью от внешнего мира туберкулезный санаторий, чтобы навестить больного кузена Иоахи­ма Цимсена. Приехав всего на три недели, герой задерживается на «Волшебной горе» на месяцы и го­ды, плененный не только обнаруженной у него бо­лезнью, что дает ему возможность «законного» отказа от какой-либо продуктивной деятельности, но и необычайной обстановкой, царящей в этом вы­сокогорном санатории. Касторп также влюбляется в стран­ную, насквозь «антибуржуазную» русскую женщину с забавной французской фамилией (по мужу) — Клавдию Шоша. Где-то в Европе идет жизнь, кипят страсти, вот-вот начнется мировая война, а здесь, в горах, — камерный, искусственно замкнутый мир персонажей, полусонный ритм размеренного, нето­ропливого каждодневного существования, прерывае­мого лишь обычными лечебными процедурами. Если вначале герои романа — самые различные предста­вители довоенной буржуазной Европы — еще прогу­ливаются в горах и ведут разговоры на философские темы или завязывают любовные интриги, то через какое-то время они утрачивают интерес ко всему, более того, лишаются чувства времени, погружаясь в сладостное безделье и блаженное созерцание ок­ружающей природы. Такому состоянию немало спо­собствует и обильная еда, которую обитатели сана­тория поглощают с большой жадностью. Касторп присматривается с нескрываемым любопытством к болезни и смерти. Он много размышляет о рождении, о сме­не поколений, читает книги на анатомические темы. Оказавшись в мире духовного и физического распа­да, Касторп пытается противостоять его натиску. Т. Манн предостерегает, что в этом мире нет времени, нет процесса развития жизни, а есть только видимость развития его: «Все, из чего состоит круг, — одни только точки поворота, лишенные измерений, кри­визна неизмерима, нет никакой длительности в на­правлении, и вечность — не все прямо, прямо, а все кругом». Воспроизводя раздумья, споры, тоску, тре­вогу обитателей санатория — этих предельно безде­ятельных людей, автор приводит читателя к мысли о кризисе старого мира и крушении его духовных основ, хотя и не поднимается до прямого отрицания современного ему буржуазного общества. Все проис­ходящее в санатории — общество в миниатюре. Яр­ко отражены бесполезность, никчемность, бессилие членов этого общества. Могучий «сверхчеловек», промышленник Пепперкорн оказывается колоссом на глиняных ногах. Бесславно погибает «бравый» Иоахим Цимсен. Никчемна жизнь Клавдии Шоша. Мертворожденными, пустыми предстают в романе концепции «духовных пастырей» «Волшебной го­ры» — Лео Нафты и Людовико Сеттембрини, кото­рые борются за душу Касторпа в течение всего его пребы­вания в санатории. Попытка Ганса уйти от противо­речий эпохи, остаться в стороне от схватки, терпит крушение. Пробужденный от оцепенения первой ми­ровой войной, он после 7 лет пребывания в санато­рии вынужден спуститься в мир реальных отноше­ний и событий и неожиданно, помимо воли автора, уйти добровольцем на фронт. Судьба Касторпа — судьба образованного молодого европейца кануна первой мировой войны, который в своем страшном сне в преддверии кровавой бойни провидит идею челове­чества, идущего сквозь болезнь и умирание к гума­низму.

Сохрани к себе на стену!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.