Художественные особенности. Вся художественная система романа направлена на максимальное раскрытие идей, заложенных в нем, и строится на основе принципов полифонии. В соответствии с этим контраст пронизывает все сферы романа: это касается и сис­темы персонажей, и связанных с ними идей, и портретной характе­ристики, и обрисовки обстановки действия. Можно сказать, что контрасты пронизывают и внешний, и внутренний мир героев. Со­ответственно меняется способ психологического анализа: он на­правлен на то, чтобы раскрыть борьбу противоборствующих сил сознания и подсознания героев. Для этого Достоевский использует разнообразные приемы открытого и скрытого психологизма. Основ­ные приемы прямого выражения внутреннего мира героев (откры­тый психологизм) — это их высказывания в форме диалога, моно­лога, внутреннего монолога, исповеди, а также сны. К приемам скрытого психологизма, основанного на опосредованном выраже­нии внутреннего мира литературных героев, относятся психологи­ческий портрет, психологический пейзаж, несобственно-прямая речь и другие средства, позволяющие через внешние проявления увидеть внутреннее состояние героев.

Насколько широко используются эти приемы видно уже по тому, какую большую идейно-смысловую нагрузку имеют сны, причем речь идет не только о снах Раскольникова. Так, сон Свидригайлова дает возможность не только заглянуть в его душу, но и служит важным по­воротным моментом в развитии сюжета: именно этот сон окончательно определяет решение Свидригайлова пойти на самоубийство. Все сны Раскольникова, помимо средства психологической характеристики, имеют важное композиционное значение, поскольку отмечают момен­ты завершения определенного этапа идейных исканий.

Со снами связана и особая символика (образ «клячи заезженной», топора, символика оживания мертвеца и осмеяния преступника и т.д.). Символичны в романе также цвета (желтый цвет превалирует в описаниях, создавая тревожную, напряженную атмосферу), детали (драдедамовая шаль Катерины Ивановны), отдельные слова («про­ба», «тупик», «духота»), даже имена (Катерина — чистая, Софья — мудрая). Многозначно имя главного героя — Родион Романович Раскольников. Здесь и раскол внутри героя, раздвоенность его на­туры и сознания, но есть и определенная смысловая соотнесенность со словом «раскольник» — человек, очень строго придерживающий­ся своей веры.

Символичны и несут психологическую нагрузку предметно­бытовые детали и городской пейзаж. Петербург в романе — это особое духовное пространство и действующее лицо. Невыносимая духота ста­новится «атмосферой преступления»; темнота, грязь и слякоть разви­вают отвращение к жизни и презрение к себе и к окружающим; сы­рость и изобилие воды во всех видах (например, страшная гроза и на­воднение в ночь самоубийства Свидригайлова) рождают ощущение текучести, недолговечности и относительности всех явлений действи­тельности. Каморка Раскольникова, где он вынашивает свою теорию, напоминает «сундук», «шкаф» или «гроб» и становится символом мерт­венности среды обитания героя, предопределяющей убийственность и бесчеловечность обдумываемой им теории. Такой символический смысл имеют дворы-колодцы, бесконечные грязные, темные лестни­цы, коридоры. Все вместе это создает образ фантастического города, наделенного мрачной мистической силой, угнетающей личность и лишающей ее ощущения прочности, жизнестойкости.

Понятно, почему в таком пространстве так много помешательств рассудка. Мотив безумия также является для Достоевского одним из важнейших художественных средств. Непосредственно он связан с Раскольниковым, Катериной Ивановной, Свидригайловым, но и все другие герои романа, находясь в искаженном пространстве, в какой-то мере теряют способность трезво мыслить. Кроме того, для писателя, считающего, что подлинная суть человека заключается в подсознании, важно использовать все средства, отодвигающие соз­нание — в том числе и безумие или временное помешательство.

Той же цели служит и прием нагнетания психологической, эмо­циональной напряженности, которая приводит к взрыву — ссоре, скандалу, драке (сцена поминок Мармеладова). Но еще большую роль играет психологически напряженный диалог-спор, который провоцирует героев на высказывание своих сокровенных мыслей и чувств (Раскольников — Порфирий Петрович, Раскольников — Со­ня, Раскольников — Свидригайлов). Такого рода диалоги имеют характер психологического поединка.

Психологическая мотивация поступков героев обнаруживается также в их исповедях (исповедь Мармеладова перед Раскольнико­вым, Раскольникова перед Соней) и внутренних монологах, кото­рые часто тоже имеют характер диалога-спора с самим собой.

Задаче психологического анализа подчинена и портретная ха­рактеристика героев. Писатель использует принцип двойного портретирования. Главные герои описываются дважды, поскольку один портрет не может охватить резко полярные стороны их натуры. Так первый портрет Раскольникова рисует достаточно привлекательно­го молодого человека («он был замечательно хорош собою») — та­ким он должен быть от природы; второй же портрет подчеркивает мучительное состояние, в котором находится герой («снаружи он походил как бы на раненого человека»). Первый портрет Сони, ко­гда она прямо с улицы прибегает к постели умирающего отца в кричащем наряде уличной женщины, контрастирует ее внутрен­нему состоянию и сути натуры. А второй портрет, когда она прихо­дит к Раскольникову пригласить его на поминки, больше соответ­ствует ее истинной сущности: она в простом, скромном платье выглядит почти девочкой — худенькой, бледной, растерянной. Осо­бую роль в портретной характеристике играют глаза. «Прекрасные темные глаза» Раскольникова сменяются «воспаленным взглядом», который выражает страх и смятение в душе после совершенного убийства. Голубые глаза Сони «неподвижны от ужаса» в первом портрете и «потеряны», как у испуганного ребенка, во втором.

В целом можно сказать, что в творчестве Достоевского реализм заостряется настолько, что вплотную подходит к грани, размыкаю­щей мир художественного произведения в реальный мир, не утрачи­вая при этом высочайшего художественного мастерства. Сам писа­тель гордился своим реализмом: он отмечал, что описывает не абстрактного «общечеловека», а реального европейца XIX века со всеми безысходными противоречиями его «больного сознания». Про­рочески предсказывая грядущие катастрофы, Достоевский верил в то, что «правда человеческая победит», и своим творчеством внес ве­ликий вклад в дело преображения мира и человека. «Красота спасет мир» — сказал писатель и своим творчеством укрепил это понятие в сознании многих поколений русских и зарубежных читателей.

На этой странице искали :

  • преступление и наказание монолог раскольникова
  • художественные особенности романа преступление и наказание
  • художественные приемы в романе преступление и наказание
  • художественные особенности преступления и наказания
  • преступление и наказание художественные приемы