1. Как меняется природа арктических морей с запада на восток?
Природа арктических морей сурова и неприветлива, большую часть года они покрыты льдом. С запада на восток моря становятся все более холодными. Если в Баренцевом море еще чувствуется влияние Атлантики, то далее на восток увеличивается толщина льда и степень покрытия морей льдами. Отепляющее влияние Тихого океана проявляется только в части Чукотского моря, непосредственно примыкающей к Берингову проливу.
2. Почему арктические моря оказывают большее влияние на климат внутренних районов Сибири летом, а не зимой?
Зимой арктические моря, как и суша, покрыты льдом, и различий ни по температуре, ни по влажности не проявляется. Летом же холодные водные массы контрастируют с относительно теплой сушей.
3. По карте атласа проследите, в каких географических названиях осталась память об исследователях Арктики.
На карте можно найти немало географических объектов, названных в честь русских исследователей: пролив Виль- кицкого, мысы Челюскин и Меньшикова, острова Большой Ляховский, Врангеля, Вилькицкого, Свердрупа, Большой Бегичев и др.
Заметим, что на карте российской Арктики немало и зарубежных названий. Например, пролив Лонга назван по имени американского китобоя, капитана корабля Т. Лонга; архипелаг Норденшельда (у берегов полуострова Таймыр) носит имя шведского исследователя Арктики, иностранного член-корреспондента Петербургской академии наук (1879) Н. Норденшельда. В 1878-1879 гг. Норденшельд на корабле «Вега» первым прошел Северо-Восточным проходом из Атлантического океана в Тихий. Другой остров хранит память о норвежском полярном исследователе О. Свердрупе — участнике экспедиции Ф. Нансена, который в 1914-1915 гг. активно искал пропавшую экспедицию Г. Я. Седова, В. А. Русанова и Г. Л. Брусилова.
4. Какая хозяйственная деятельность связана с арктическими морями? Какие экологические проблемы возникают в связи с этим? Каковы возможные пути решения?
С арктическими морями издавна связан промысел морских животных, который привел к истреблению ряда видов и был запрещен.
5. Арктические моря, несмотря на суровость их природы, привлекают туристов. Предложите туристические маршруты по ним. Какие объекты и природные явления, на ваш взгляд, могут привлечь туристов?
Один из самых популярных маршрутов — посещение Северного полюса, и несмотря на все трудности многие люди стремятся на эту «макушку» Земли. Такие рейсы совершаются на ледоколе «Ямал». Другие туристические объекты — это «птичьи базары», лежбища морских котиков и моржей, которые наблюдаются по всему побережью и в заповедниках. Нередко встречаются на просторах Арктики и белые медведи.
6. Подумайте, с какими странами мира Россия могла бы сотрудничать и сотрудничает в настоящее время в решении проблем хозяйственного освоения Арктики.
В начале XXI в. в связи с разработкой нефтегазовых месторождений арктического шельфа вновь заговорили о Северном морском пути (СМП). Министерство транспорта РФ рассматривает концепцию развития Северного морского пути как транспортного коридора, обеспечивающего альтернативный путь доставки нефтепродуктов. Предполагается, что по нему пройдет около 10 млн т грузов, прежде всего с северных нефтедобывающих предприятий. Основным фактором, препятствующим развитию СМП, является отсутствие ледоколов. Чтобы Севморпуть мог принять запланированные объемы грузов, требуется построить около 14 ледоколов. Однако ледоколы — продукция дорогостоящая (не менее 40 млн долл.). Новый ледокол в нашей стране строится уже 15 лет. Большой интерес к строительству ледоколов проявляет сейчас крупнейшая судостроительная держава — Южная Корея. Эта свободная ото льда страна имеет в своих научных учреждениях уже несколько ледовых бассейнов для испытания перспективных конструкций.
2007 год объявлен международным арктическим годом. Все арктические страны (Норвегия, Швеция, Дания, Финляндия, США, Канада и др.) планируют крупномасштабные совместные исследования для изучения морей и островов Северного Ледовитого океана с целью их возможного хозяйственного освоения и решения экологических проблем.