Таблица 33
|
2. Выясните, какие из народов Сибири исповедуют буддизм и почему.
В Сибири буддизм исповедуют тувинцы и буряты. Эти народы проживают на юге Сибири по границе с Монголией.
Буддизм — древнейшая мировая религия (одна из трех наряду с христианством и исламом), возникшая в Древней Индии в VI-V вв. до н. э. В середине VII в. буддизм распространяется из Индии в Тибет, где становится со второй половины VIII в. государственной религией. Во второй половине XVI в. буддизм принимают монголы и ойраты (западные монголы), сформировавшие в XVI-XVIII вв. огромное Джунгарское ханство (простиралось от Семипалатинска и степного Алтая до Тибета на юге и Тувы на востоке), а также Калмыцкое ханство, вошедшее в середине XVII в. в Московское царство. Тогда же в него вошло Забайкалье, которое одновременно с русскими заселялось бурятами, уже исповедовавшими тибетский буддизм. В 1741 г. императрица Елизавета Петровна узаконила буддизм и его монастыри в России (в 1991 г. праздновалось его 250-летие в нашей стране).
3. Начиная с 1990-х гг. Сибирь имеет отрицательное сальдо в миграционном обмене с Европейской Россией. Чем это объяснить? Как вы думаете, хорошо это или плохо: а) для самих мигрантов; б) для современного хозяйства Сибири; в) с точки зрения геополитических интересов России?
Как вы помните из курса географии 8 класса, формирование территории России в течение нескольких веков сопровождалось «центробежными» миграциями населения: из центра страны на север, восток и юг. В XX в. эти процессы продолжались вплоть до 1980-х гг. После Великой Отечественной войны освоение Сибири было делом государственной важности. «Стройки века» — каскады ГЭС на Ангаре и Енисее (60-е гг. XX в.), Байкало-Амурская магистраль (начало строительства — 1974 г., в 1984 г. открыто сквозное движение) — требовали привлечения огромного количества людей. Работа и жизнь в сибирских условиях стимулировалась специальными «северными надбавками», т. е. зарплата там была существенно выше, чем на европейской территории России. После начала экономических реформ и глубокого кризиса средств на поддержание сибирского населения стало катастрофически не хватать. Миграционный поток сменился на противоположный. С 1990 по 1996 г. сибирское население уменьшилось почти на 10%.
Как и многие другие явления, этот процесс имеет свои как положительные, так и отрицательные стороны. С точки зрения самих мигрантов, это плохо, потому что они покидают насиженное место, лишаются хорошего заработка. Положительным может быть только возвращение на родину, в более естественную среду обитания, в благоприятные климатические условия. Для современного хозяйства Сибири это минус — территория лишается рабочей силы. С точки зрения геополитических интересов России, при соседстве с такой густонаселенной и активной страной, как Китай, при явно ощущаемом демографическом давлении Востока, это может обернуться катастрофой.
Конечно, с освоением Сибири, развитием межрегиональных связей многое изменилось в жизни коренного населения этой территории. Однако многие эвенки продолжают вести традиционный образ жизни, занимаются охотой и оленеводством. Главные отрасли хозяйства Эвенкийского АО — пушной и рыбный промыслы, оленеводство, звероводство. Развивается молочное скотоводство и свиноводство. Промышленность развита слабо и представлена добычей графита, исландского шпата, добычей угля. В 1985 г. в Эвенкии открыты запасы нефти (500 млн т) и газа (более 700 млрд м3), ведутся поиски месторождений алмазов. Однако бюджет округа на 90% дотационный — его доходы формируются из субсидий федерального бюджета. Центр Эвенкии даже не город, а поселок городского типа — Тура с населением всего 5,7 тыс. жителей, в котором функционирует леспромхоз и кирпичный завод.
Слабым развитием промышленности и низкой долей городского населения (33%) похож на Эвенкию и Агинский Бурятский АО. В четырех поселках городского типа, в том числе и административном центре Агинское (9,4 тыс. жителей), представлена горнодобывающая, лесная, пищевая промышленность. Большая часть населения занята, как и в старые времена, животноводством — разводят овец, крупный рогатый скот, лошадей, сеют зерновые и кормовые культуры. А вот в Бурятии жизнь большинства населения изменилась коренным образом. 60% населения республики живут в городах и работают на промышленных предприятиях и в сфере услуг.
5. Сибирь всегда была местом ссылки из Центральной России. Как вы думаете, какое влияние могли оказывать на местное население ссыльные?
Среди сосланных в Сибирь были как политические и религиозные противники власти, так и уголовные преступники. Влияние их на местное население, разумеется, не однозначно. Так, сосланные в Сибирь декабристы оказали большое воздействие на культурное развитие края. Привезенные сначала на разные рудники и заводы, декабристы уже к осени 1827 г. были собраны в Читинском остроге, а осенью 1830 г. их перевели в специально построенную тюрьму при Петровском заводе. Сейчас это город Петровск-Забайкальский, где кроме известного металлургического завода есть и музей декабристов. К одиннадцати декабристам в ссылку приехали их жены, которые немало сделали для просвещения и образования местных жителей. По мере отбытия сроков каторжных работ декабристы назначались на вольное поселение (ссылка) в различные села и города Сибири.
Известна роль участников Польского восстания 1863-1864 гг., сосланных в Сибирь для исследований природы края. Многие имена этих отважных поляков остались на карте России. Найдите на картах хребет Черского и кряж Чекановского. Иван Демидович Черский (1845- 1892) составил первую геологическую карту побережья Байкала. Он предложил одну из первых тектонических схем внутренней Азии, выдвинул идею эволюционного развития рельефа. Александр Лаврентьевич Чекановский (1833-1876) исследовал Приморский хребет. Среднесибирское плоскогорье, реки Нижняя Тунгуска, Оленек, низовья р. Лена, открыл кряж, названный его именем.