Передайте смысл спора Бориса Годунова и князя Серебряного. На чьей вы стороне? Попробуйте добавить свои аргументы к этому спору.
Князь Серебряный хотел понять, чем вызваны полуночные бдения царя и всей его свиты — опричнины. Борис Федорович сумел ему гладко ответить, но при этом не попытался объяснить причин этих обрядов. Тогда Серебряный прямо предлагает Борису открыть царю глаза на злодейства опричников. Годунов предупреждает князя, что это лишь погубит его, но ничего не изменит в поведении опричников и положении народа, что в этом случае нужно действовать хитростью. Серебряный с ним не согласен. Оценивая позиции сторон в этом споре, мы убеждаемся, что князь Серебряный отстаивает позиции благородного и честного поведения, а Борис Годунов стоит за тактику, подсказанную реальными обстоятельствами, и склонен использовать, прежде всего, хитрые обходные пути. Присоединяясь к спору, каждый из вас неизбежно заявит себя или как сторонник прямых и честных или хитрых и уклончивых решений.
Прочтите, как спасение царевича описано в народной песне. Что изменил в своем повествовании автор?
А. К. Толстой в своем романе приводит описание похищения и спасения царевича. Малюта Скуратов убедил Ивана Грозного в том, что царевич хочет его сместить. Царь приказывает уничтожить наследника. Этот эпизод целиком взят из народных песен, и автор тут же дает свои комментарии, утверждая, что в них есть исторические неточности. Читатель наблюдает, как автор уточняет события и мотивы поведения своих героев. В песне Малюта сразу же получает заслуженную кару. В действительности наказание настигло Скуратова позже, он был убит много лет спустя «на государском деле» под Пайдою в Ливонии.
Прочтите размышления автора, которые следуют за текстом народной песни. Помогают ли они вам оценить героя романа?
Размышления автора помогают понять суть происходящих событий. Мы видим желание автора найти в том далеком времени героя, который бы отвечал идеалам рыцарского благородства. Таким героем и предстает перед нами князь Серебряный. Приводя тексты народных песен и комментируя изображенные в них события, автор предлагает собственный взгляд на историю и ее деятелей. Читатель обычно согласен с высокой оценкой князя Серебряного и тем образцом поведения, который он демонстрирует.
Найдите в тексте отрывок, в котором говорится о пощечине, которую дал князь Малюте. Какой художественный прием главенствует в этом описании?
«Вдруг слышит Малюта за собою:
— Стой, Григорий Лукьяныч!.. Стой, Малюта! — повторил Серебряный и, нагнав Скуратова, ударил его в щеку рукою могучею.
Силен был удар Никиты Романовича. Раздалася пощечина, словно выстрел пищальный, загудел сыр-бор, посыпались листья…
Малюта свалился с седла».
Автор не только назвал главу «Оплеуха», но и окружил это событие обильными преувеличениями. Гипербола властвует в этой сцене. Оплеухе сопутствует отклик в природе, который многократно усиливает ее звучание.
Как рисуется схватка опричников и «станичников» у Поганой Лужи? Чем она закончилась?
Опричники уже были рядом с Поганой Лужей и собирались расправиться с пленником, но тут появились «станичники» — беглые крестьяне, разбойники. «Станичники» быстро расправились с сопровождавшими Малюту опричниками. Бой был кровавый, и обе стороны понесли потери. Узнав, что они спасли царевича, «станичники» тут же взялись доставить его в безопасное место — в Слободу, но вовсе не хотели сдаваться на милость властей и самого царя.
Как удалось спасти царевича? Чем он ответил своим спасителям?
Царевича удалось спасти благодаря помощи «станичников». Именно они смогли разбить отряд опричников, который сопровождал похищенного. Царевич не сразу оправился от испуга, но стоило ему немного успокоиться, как он проявил свою надменность и коварство. Затаил он и ненависть к Малюте.