А. К. Толстой утверждал, что точно воспроизводит быт и внешние приметы прошлого. Попробуйте охарактеризовать и оценить восьмичасовой пир Ивана Грозного на семьсот человек. Составьте план рассказа о царском пиршестве.
В романе очень подробно изображены все детали этого пира. Автор описывает схему расположения столов и то, как за этими столами сидели участники пира, что и как происходило во время этого пира.
План рассказа
- Гости за пиршественными столами.
- Убранство столов в начале пира.
- Появление царя Ивана Васильевича.
- Царская молитва перед началом пира.
- Окружение царя за столом.
- Рассказ о том, как Борис Годунов выручил царя в споре.
- Царь жалует Серебряному блюдо со своего стола.
- Смерть старого боярина, отравленного вином из чаши, присланной царем.
- Царь жалует Серебряному чашу вина.
- Описание кулинарных чудес царского стола.
- Малюта Скуратов и его сын.
- Сказка, которую рассказал царь Вяземскому.
Каким изображает Толстой царя Иоанна IV? На чем автор акцентирует внимание читателей?
Царь Иоанн IV в романе изображен в соответствии и с документальными свидетельствами, и с народными преданиями как грозный, вспыльчивый, подозрительный и мстительный человек. Все эти качества можно увидеть даже на страницах одной главы 8. Мы видим внешность царя, имеем возможность оценить его характер и уяснить причины поступков, которые наблюдаем. Более всего сцена на пиру подчеркивает его подозрительность, коварство и то, что сами жестокие поступки вызывают у властителя чувство удовлетворения.
Нужно напомнить, что в романе есть эпизоды, которые не взяты из исторических источников, а добавлены фантазией самого автора. Так, нет подтверждения тому, что Грозный дает согласие на убийство родного сына, подозревая его в попытке захватить престол (глава 14). Этот факт взят А. К. Толстым из народной песни.
Расскажите о царском окружении, опираясь на текст главы.
Даже опираясь только на текст главы 8, несложно дать исчерпывающую характеристику некоторых приближенных царя, тех, кто был рядом с ним на пиру. Можно избрать для такого рассказа царевича Иоанна, Григория Лукьяновича Скуратова-Бельского (Малюту) с сыном, Афанасия Вяземского, который в эту пору был безнадежно влюблен в чужую жену. О них князь Серебряный слышал и мнения своих соседей по столу.
Царевич Иоанн молод, но уже готов превзойти по коварству, подозрительности и жестокости своего батюшку. Он наблюдателен, хорошо видит слабые стороны приближенных царя и умело обижает, стравливает их. При этом царевич не понимает опасности своих поступков и того, что ему не по силам вступать в столь рискованные столкновения.
Малюта Скуратов именуется в главе полностью, и эта детальность перечисления имен и титулов подчеркивает его относительную незнатность, невозможность тягаться с другими близкими царю придворными. Мы видим его неосуществленные амбиции. Но в то же время отмечаем его искреннюю привязанность к сыну, сила которой дает возможность читателю быть сколько-нибудь к нему снисходительным. Обратим внимание на слова худородный, любочестие, которые использованы для того, чтобы подчеркнуть особенности его положения и притязаний.
Очень важна (хотя в этой главе дана лишь попутно) характеристика Бориса Годунова, которому удается находиться рядом с жестоким царем и не быть соучастником его поступков.
Напишите миниатюру от лица князя Серебряного «Месть Иоанна».
В романе много эпизодов, которые рисуют сцены царской мести. Есть они и на пиру. Так, во время пира осуществляется одна из жестоких и беспричинных казней. На старого боярина Василия царь, как все считали, держал гнев. И он пожаловал этого боярина чашею вина. Вино, которое поднес ему Басманов, было отравлено, и старик упал мертвым. Царь тут же сказал: «Боярин пьян», — тело старика вынесли.
Для рассказа о мести царя можно использовать и другие эпизоды.
Зачем царь рассказывал сказку слепого Фильки князю Вяземскому? Какую роль она сыграла в развитии сюжета?
Рассказывая сказку, царь подталкивал Вяземского на преступление, как бы заранее обещая ему, что он не будет нести ответственность. Практически это была коварная и жестокая провокация, которая вселила в бедного влюбленного надежду на осуществление его желаний и при этом, как казалось, спасала его от неприятных последствий. Так, спланированное преступление заранее амнистировалось, и преступник мог надеяться на безнаказанность.