Автор не скрывает, а напрямую открывает читателю свои позиции. Они особенно отчетливы тогда, когда он сопровождает своими комментариями народные песни.
Автор не раз обращается к своим читателям. Делает он это и в своеобразном эпилоге романа. Напомним его:
«Прошло более трех веков после описанных дел и мало осталось на Руси воспоминаний того времени…
Да поможет Бог и нам изгладить из сердец наших последние следы того страшного времени… Ничто на свете не пропадает, и каждое дело, и каждое слово, и каждая мысль вырастает как древо: и многое и доброе и злое, что как загадочное явление существует поныне в русской жизни, таит свои корни в глубоких и темных недрах минувшего». Напомним — это последние строки романа.
Пейзажи в романе эмоционально ярки. Чем это определяется? Как это связано с их ролью в повествовании?
В романе не очень много пейзажей, и все они эмоционально связаны с событиями жизни героев, помогают их восприятию. Такая связь очевидна. Стоит заметить и умение создавать беглые зарисовки, которые подготавливают чтение конкретных сцен. Возьмем в качестве примера начало главы 3 «Колдовство»: «Месяц взошел на небо, звезды ярко горели. Полуразвалившаяся мельница и шумящее колесо были озарены серебряным блеском. Вдруг раздался конский топот…»
Чуть дальше: «Все было тихо. Только колесо, освещенное месяцем, продолжало шуметь и вертеться. Где-то в дальнем болоте кричал дергач. Сова завывала порой в глубине леса…»
Стоит отметить и специальные «исторические» пейзажи — виды Москвы, монастырей, храмов. Вот начало главы 4: «Если бы читатель мог перенестись лет за триста назад и посмотреть с высокой колокольни на тогдашнюю Москву…»
Просмотрите свой словарик пословиц и поговорок, который вы составляли, читая роман Толстого. Попробуйте разбить его на разделы по темам.
Пословицы и поговорки, которые насыщают страницы романа, используются в соответствии с содержанием глав и касаются самых различных тем. Они встречаются как в речи автора, так и в речи его героев.
Глава 1: «По сытому брюху хоть обухом бей!»; «Кречет соколам не помеха»; «В праздник пей, да не допивай; пой, да не оглядывайся!»; «Не было б вам на том свету ни дна ни покрышки!».
Глава 2: «Береженого коня и зверь не вредит»; «Затвердила сорока Якова»; «С одного поля ягода»; «Бери, что Бог послал».
Сразу видно, что темы у них разные и подсказаны они конкретными обстоятельствами. Чаще всего они подчеркивают неизбежность следования сложившимся обстоятельствам. Если выписывание пословиц и поговорок велось при самостоятельном чтении и охватило все главы, то можно разобрать их по темам, но это будет самостоятельной творческой работой. Проще предложить выборку по главам с последующими комментариями.
Если бы вас спросили, можно ли назвать этот роман сентиментальной историей несчастной любви, как бы вы ответили?
Роман «Князь Серебряный», если оценивать только его сюжет, является романом о несчастной любви двух благородных сердец. Но такой ответ не дает полной и тем более исчерпывающей характеристики романа. Для автора он, прежде всего, роман исторический. И хотя мы отчетливо видим все недостатки изображения далекого прошлого, все же он более исторический роман, чем сентиментальное произведение о несчастной любви.